понедельник, 26 декабря 2022 г.

Мирра Лохвицкая и Константин Бальмонт

 В 90-х годах позапрошлого столетия Мирра Лохвицкая являлась едва ли не самой значимой фигурой в русской литературе. После ранней смерти поэтессы о ней незаслуженно быстро и надолго забыли. В начале XX века о ней вспоминал в основном только лишь поэт Игорь Северянин, чье творчество в самом начале формировалось во многом под влиянием стихов и образа Мирры. Считается, что именно эта одаренная поэтесса была основоположницей русской женской поэзии и открыла путь А. Ахматовой и М. Цветаевой.

«Я жрица тайных откровений,
Во тьме веков мне брезжит день.
В чудесной были воплощений,
В великой лестнице рождений
Я помню каждую ступень…»

Родилась Мария Лохвицкая 1 декабря 1869 г. в Петербурге, в многодетной семье успешного адвоката Александра Лохвицкого. Одной из ее сестер была Надежда Александровна Лохвицкая, в последующем также ставшая поэтессой – знаменитой Тэффи.


Стихи она начала писать, по ее признанию, «с тех пор, как научилась держать перо в руках, и еще ребенком распевала песни собственного сочинения», но серьезно занялась поэзией лет с пятнадцати. Впрочем, в ее семье все, начиная с прадеда, занимались сочинительством, зачастую скрывая это друг от друга. С детства писали стихи три сестры и брат Марии.

Произведения юной поэтессы заметил сын известного историка Всеволод Соловьев, который был частым гостем в доме Лохвицких. Он и помог Марии напечатать ее первые стихи. Один из ее первых литературных знакомцев, Василий Иванович Немирович-Данченко, вспоминал о Марии Лохвицкой: «Это была сама непосредственность, свет, сиявший из тайников души и не нуждавшийся ни в каких призмах и экранах».

Относительно псевдонима Мирра есть легенда, согласно которой, умирая, прадед Марии Кондрат Лохвицкий произнес слова: «ветер уносит запах мирры...» и изменить имя Мария решила, узнав о семейном предании.

Ее дебют в русской поэзии был весьма скромен: всего два стихотворения, изданные отдельной брошюркой. Получив образование, поэтесса поселилась в Петербурге. Ее стихи оказались востребованными, за первой последовали другие публикации.

Через три года Мария Александровна вышла замуж за Е. Жибера, обрусевшего француза, довольно успешного архитектора. Молодая семья перебралась в Ярославль, где Жибер выполнял какой-то заказ. Брак оказался счастливым – такая редкость для поэтессы!

Мария Александровна, погрузившись в домашние заботы и родив одного за другим пять детей, была всецело поглощена семьей. Жизнь в провинции нисколько не тяготила ее, но навсегда родным оставался, конечно, Петербург.

Стихи Лохвицкой всегда были биографичны. Первый сборник был посвящен мужу и завоевал престижную Пушкинскую премию. Второй же, вышедший через два года, появился на фоне нашумевшего в литературных кругах романа…

Константин Бальмонт... Изнеженный, самовлюбленный поэт буквально ворвался в ее жизнь и стал для Лохвицкой еще одним ребенком, которого могла утешить только она.


С момента знакомства Бальмонт стал практически единственным адресатом любовной лирики поэтессы. Между ними происходила своего рода поэтическая перекличка-поединок. Первое время поэты были полными единомышленниками, но в более поздние времена перекличка начала становиться все более острой и холодной.

Лохвицкая писала:

«Если прихоти случайной
И мечтам преграды нет –
Розой бледной, розой чайной
Воплоти меня, поэт!»

Бальмонт отвечал:

«За то, что нет благословения
Для нашей сказки – от людей, –
За то, что ищем мы забвения
Не в блеске принятых страстей… –
За новый облик сладострастия, –
Душой безумной и слепой
Я проклял все – во имя счастия,
Во имя гибели с тобой»

И Лохвицкая и Бальмонт были людьми несвободными... Первым не выдержал Бальмонт... От косых взглядов окружающих он бежал из Петербурга.

Лохвицкая тяжело переживала разлуку с любимым человеком… Многие современники решили, что именно охлаждение отношений с Бальмонтом стало причиной депрессии Мирры Лохвицкой и ее угнетенного душевного состояния.

Пожелание Мирры Лохвицкой, высказанное в стихах («я хочу умереть молодой»), исполнилось: она ушла из жизни в 35 лет от чахотки.

«Я хочу умереть молодой,
Не любя, не грустя ни о ком;
Золотой закатиться звездой,
Облететь неувядшим цветком...»

Константин Бальмонт намного пережил Мирру Лохвицкую и еще не раз искал забвенья «в блеске принятых страстей». Но ее гибель оставила в его душе глубокую рану.

На кончину Лохвицкой он откликнулся четверостишием, наполненным непритворными горечью и болью, столь непривычными для вычурной поэзии эстета Серебренного века.

«О, какая тоска, что в предсмертной тиши
Я не слышал дыханья певучей души,
Что я не был с тобой, что я не был с тобой,
Что одна ты ушла в океан голубой»

Свою дочь поэт назвал Миррой…

понедельник, 5 декабря 2022 г.

Одинокая и непонятая дочь Достоевского

 Романами великого русского писателя Федора Михайловича Достоевского зачитывается весь мир, ему ставят памятники и называют в его честь улицы. Но мало кто знает, как сложилась судьба столь горячо любимой им дочери.

Сколько всего было детей у Достоевского?

Федор Михайлович был дважды женат. От первой супруги Марии Дмитриевны (в девичестве Исаевой) детей у него не было. На момент заключения брака у Марии уже был десятилетний сын Павел. Пасынок испортил немало крови писателю, но это тема для отдельной истории.

Второй женой Достоевского была Анна Григорьевна (в девичестве – Сниткина). Она стала для писателя добрым ангелом-хранителем и верной помощницей по литературному труду. Во втором браке у Достоевского родилось четверо детей. Дочь София скончалась через несколько месяцев после рождения, сын Алексей умер на третьем году жизни. До взрослого возраста дожили только два ребенка Достоевского – сын Федор и дочь Любовь.

Почему потомки Достоевского не любят говорить о его дочери?

Федор Федорович Достоевский стал успешным конезаводчиком, получил два высших образования, именно его потомки стали продолжателями рода великого писателя. Они и сейчас периодически собираются все вместе, чтят семейные традиции, любят поговорить о своем великом предке. Вот только о Любови Федоровне предпочитают не вспоминать.

Когда готовилась к изданию книга с ее воспоминаниями, к правнуку писателя обратились с просьбой написать к ней предисловие. Тот категорически отказался, мотивируя это тем, что Любовь Федоровна слишком много боли причинила своей матери Анне Григорьевне, чтобы о ней вспоминать по-доброму.

Детство дочери Достоевского

В детстве Люба радовала родителей. Отец называл ее милым, послушным, совсем не капризным ребенком, любил проводить с ней время и баловал ее. Он считал ее очень смышленой и верил, что ей уготовано счастливое будущее.

В своих воспоминаниях Любовь описывает, как отец читал им вслух с братом книги. Это были русские былины, драмы Шиллера, повести и стихотворения Пушкина, кавказские поэмы Лермонтова, романы Вальтера Скотта и Чарльза Диккенса. Писатель верил, что нет ничего полезнее для развития детского ума, чем чтение великой литературы.

Федор Михайлович умер, когда Любе было 11 лет. Пышные похороны отца с торжественными речами и нескончаемым потоком людей болезненно поразили девочку. Как признавалась позже сама Любовь Федоровна, только тогда она стала осознавать масштаб личности своего отца. С этого времени в ней начали развиваться заносчивость и высокомерие. Она всё более становилась капризной и упрямой. Мать не могла с ней совладать, между ними нарастало непонимание.

Отношения с матерью

Анну Григорьевну все близко знавшие ее люди ценили за доброту, отзывчивость, мягкий юмор. Сам Достоевский неоднократно признавался, что не будь его любимой Анечки, он бы совсем пропал. В браке с ней он преодолел игровую зависимость и написал лучшие свои романы.

Трудно сказать, почему столь отзывчивая Анна Григорьевна так и не смогла найти общий язык с дочерью. Повзрослев, Любовь уехала из родительского дома, но продолжала осыпать мать упреками. Отношения между ними были настолько тяжелыми, что Анна Григорьевна однажды в сердцах сказала, что лучше бы ее дочь умерла.

Любовь не участвовала в создании архива и других хлопотных делах по увековечиванию памяти отца, всем этим занималась Анна Григорьевна. Когда в 1918 году она умерла, то дочь так и не приехала на ее похороны.

Эмиграция и попытки стать писательницей

Любовь Федоровна не любила жить в России. При малейшей возможности она уезжала путешествовать за границу, больше всего ей нравилась Италия.

Дочь Достоевского мечтала о литературной славе отца. Она написала несколько романов, сборник рассказов и множество статей. Ее романы «Эмигрантка» и «Адвокатка» отчасти носили автобиографический характер. Литературные старания Любови Достоевской не были оценены ее современниками. Критики даже не ругали ее работы, они просто игнорировали их.

Единственной книгой, которая принесла дочери писателя известность, стали ее воспоминания об отце. Называлась эта книга «Достоевский в изображении его дочери». Она была издана в России в 1922 году с большими купюрами, поскольку содержала критику советского строя. Примечательно, что в оригинале она была написана на французском языке, которым Любовь Федоровна владела не хуже, чем русским

Личная жизнь

Любовь Федоровна обладала достаточно привлекательной внешностью, была умна и образованна. При этом семейная жизнь ее так и не сложилась. Она никогда не была замужем, детей у нее не было. В 1913 году она выехала за границу и осталась там навсегда. Октябрьскую революцию Любовь Федоровна не приняла и не стеснялась уничижительно высказываться по поводу власти большевиков.

Одним из ее близких друзей был Лев Львович Толстой – сын еще одного великого русского писателя. Его тоже тяготила сень славы гениального отца, поэтому они сразу же нашли общий язык.

Любовь Федоровна скончалась в 1926 году в возрасте 57 лет от белокровия в итальянском местечке Гриес (сейчас входит в черту Больцано). Она ушла из жизни непонятой и одинокой, и на долгие годы была всеми забыта.




Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...