понедельник, 9 декабря 2019 г.

Роман Л.Н. Толстого "Воскресение"

Идейно-художественное разнообразие романа Л. Н. Толстого “Воскресение” (1889-1899). 
(материалы подготовлены магистранткой 2 года обучения Унчаевой П.М.)
«Воскресение» — крупнейший социально-обличительный роман Толстого, вершина литературы критического реализма. В нем писатель поставил самые острые проблемы русской жизни последней трети прошлого века. Идейный пафос романа — в бескомпромиссном отрицании всех основ собственнического мира. С чувством негодования и протеста обрушивается Лев Толстой на царскую «комедию суда», на полицейско-тюремный аппарат, казенную церковь, обнажает лицемерие и фальшь буржуазной морали. Лев Толстой срывает все и всяческие маски с всесильных «хозяев жизни» и раскрывает всю глубину подавления личности в помещичьебуржуазном обществе. Полная трагизма история простой женщины из народа Катюши Масловой показана в романе как глубоко типическая, «обыкновенная» история гибели человека в обществе, основанном на бесправии и угнетении народа. Рисуя горе и нужду народа, Лев Толстой показывает и зреющий нем социальный протест, стихийное стремление народных масс уничтожить все формы эксплуатации и угнетения. Толстой надеялся, что такими произведениями, как роман «Воскресение», он сможет послужить наступлению нового века, в котором произойдет обновление, возрождение жизни всех угнетенных, обманутых, обиженных людей. В январе 1899 г. Толстой посетил Бутырскую тюрьму и имел продолжительную беседу с надзирателем И.М. Виноградовым. Писатель интересовался бытом заключенных, распорядком дня в тюремных камерах и другими сведениями, нужными ему для романа «Воскресение». Творческая история романа, начавшаяся в 1889 г., прошла несколько этапов. Она была сосредоточена на решении нескольких художественных задач. Первая из них состояла в том, чтобы, до конца разработав сюжет «Коневской повести» (первоначальное название романа), выйти за его узкие рамки. Историю, ставшую основой фабулы романа, Толстой услышал еще в 1887 году от своего знакомого А. Ф. Кони, известного петербургского адвоката. Кони рассказал при Толстом, историю о том, как один из присяжных заседателей во время суда узнал в обвиняемой за кражу проститутке с изуродованным болезнью лицом Розалии Они женщину, которую он когда-то соблазнил. Но соблазнитель, вероятно когда-то любивший её, решил на ней жениться и много хлопотал. Подвиг его не получил завершения; женщина умерла в тюрьме. Впечатлённый всем этим, Лев Толстой попросил Кони отдать ему тему. Он начал развертывать жизненную ситуацию в конфликт, и эта работа заняла несколько лет писательского труда и одиннадцать лет раздумий. Вторая задача, стоявшая перед автором, была еще более сложной: построить такую композицию произведения «большого дыхания», чтобы она позволила включить в нее картины русской пореформенной и предреволюционной жизни, осуществляя способ, который был использован Толстым при работе над «Войной и миром» и раскрыт им в двух словах: «захватить все». В «Воскресении» шире, чем в любом другом предшествующем произведении, Толстой использовал принцип художественного сопоставления, задачу которого он видел в том, чтобы обнажать «контраст между роскошью роскошествующих и нищетой бедствующих». В романе есть еще один автобиографический момент. Толстой изменил концовку повести, вспомнив случай из своей жизни с соблазнением горничной в имении своей сестры. Одним из прототипов Дмитрия Нехлюдова является сам Толстой. Роман вызвал бурные споры, были проблемы с цензурой. Высоко оценили роман за рубежом. В России «Воскресение» печаталось с громадными цензорскими купюрами: из 129 глав романа лишь 25 «пощадили» светская и духовная цензур. За 1899—1900 гг. оно выпустило пять изданий полного, освобожденного от цезурных купюр «Воскресения». «Воскресение» первые из его читателей оценили как выдающийся «социально-гениальный» роман, а его противники определили жанр «Воскресения» как «социально-моральный памфлет» и увидели в нем вовсе не роман, но «обвинительный акт». Живую душу в роман вдыхала развернувшаяся большая общественная деятельность Толстого. О «бессмыслице суда, казней» и прочих «грехах» российской действительности можно было сказать, только с головой окунувшись в них, пронаблюдав их изнутри глазами художника. В 1891- 1892 годах разразился голод, охвативший девятнадцать губерний России. Толстой принял самое горячее участие в помощи голодающим, выезжал на места, видел картины народных бедствий, «всю величину и мерзость» "греха нашего сословия перед народом. Он видит, что струна социальных противоречий до предела натянулась в стране, и требуется коренное изменение положения крестьянства. В земле все дело, она в руках совсем не тех, кто ее обрабатывает. Толстой все это с годами осмыслит, напишет статьи: «О голоде», «Страшный вопрос», «О средствах помощи населению, пострадавшему от неурожая», «Голод или не голод?». Эти размышления перешли к Нехлюдову в романе. Такими идеями и настроениями было вызвано к жизни произведение, ставшее центральным не только в позднем творчестве Толстого, но и крупнейшим в русской и мировой литературе на рубеже XIX и XX вв. В свете этих идей Толстого его «Воскресение» воспринимается не романомутопией, как это казалось некоторым из его современников, а романомпредвидением, романом-предвестием. В нем, как и в публицистических работах 90-х годов, Толстой возвестил о неизбежности народной революции в России, полагая, что она будет крестьянской по преимущественному составу ее участников. Роман «Воскресение очень отличается от предшествующих романов («Война и мир», «Анна Каренина») своей поэтикой и художественными особенностями, которые свидетельствуют об эволюции художественного метода Толстого. Во-первых, появляется сатира, несвойственная Толстому. Сатирически изображены им картина царского судопроизводства, и заседание в Синоде, и сцена богослужения арестантов, сцены светской жизни в Петербурге и не только. Во-вторых, использован прием контраста, встречающийся и в «Анне Карениной», и в «Войне и мире», но именно в данном романе играет композиционную роль. Роман начинается с двух контрастных пробуждений. В своей камере просыпается арестантка Маслова, которой предстоит ехать на суд, и пробуждение Нехлюдова; контрастное изображение жизни в тюрьме, остроге и в Москве, Петербурге; контрастное изображение города и деревни. В-третьих, меняется язык Толстого и форма проявления авторской позиции. В отличие от предшествующих романов, где Толстой представал в роли писателя-демиурга, который все знает о своих героях, но при этом лишь один персонаж мог лишь отчасти высказывать авторскую точку зрения (Константин Левин в « Анне Карениной»). Здесь авторская точка зрения высказывается прямо, и даже появляется дидактизм и морализаторство со стороны автора. Роман имеет кольцевую композицию, и это кольцо создают эпиграфы из Евангелия перед произведением и финал романа, когда Нехлюдов читает Евангелие, подаренное ему англичанином. Несмотря на конфликт с русской православной церковью, Толстой не только не отказывается от веры, а видит будущее человечества в христианстве. В романе Толстой рассматривает сложнейшие проблемы. Это и целый спектр острых социальных проблем (бедности, нищеты, социальной несправедливости, и проблема униженных и оскорбленных; земельный вопрос; проблема несовершенства судебной системы, которую Толстой подвергает жесточайшей критике. Это также и религиозные проблемы (роль церкви в жизни российского общества, в частности в тюрьмах, острогах). Это и нравственно-психологические проблемы, одна из которых становится основой фабулы романа -проблема нравственного падения и последующего воскресения личности, и именно с этой проблемой перекликаются эпиграфы. Эта проблема рассматривается и на судьбе Дмитрия Нехлюдова, и на судьбе Катюши Масловой. Толстой показывает сложный процесс их нравственного воскресения (символическое название романа), но при этом оставляет в своем романе открытый финал, поднимая таким образом еще и проблему смысла жизни. Спусковым крючком в завязке сюжета становится сцена в суде, когда присяжный заседатель Дмитрий Нехлюдов узнает в одной из подсудимых девушку, которую он когда-то соблазнил. Первая его реакция - страх разоблачения и позора. Вторая реакция - стыд. Здесь Толстой дает подробную историю их знакомства, используя прием ретроспективы, позволяющий понять характер их отношений. Толстой показывает разницу между первым Нехлюдовым (до военной службы) и второго Нехлюдова, развращенного, со стремлением получить все удовольствия от жизни. Рисуя сцену суда, Толстой показывает, что до Катюши, которую различные скитания привели в дом терпимости Китаевой, им нет никакого дела. В результате юридической ошибки (неправильное оформление вердикта, в котором забыли указать «без намерения лишить жизни»), Маслова была осуждена на каторгу. Важное значение имеет первая встреча Нехлюдова с Катюшей в остроге. Она его даже не узнает, и ее первая реакция - гнев и отторжение. Она считает, что он замаливает свои грехи и через нее хочет спастись на том свете. А Нехлюдов думает “А в ведь эта женщина мертва». И лишь через несколько встреч она начинает верить ему. Главная героиня романа Катюша Маслова — проститутка, которая вынуждена заниматься этим грязным делом для того, чтобы прокормить себя, для того, чтобы существовать. Ошибки молодости, которые совершились по вине молодого барина, заехавшего в имение своих тетушек и соблазнившего юную Катюшу, повлекли за собой огромное количество несчастий и бед, которые и привели ее на скамью подсудимых. Катюша невинно осуждена, она озлоблена и растоптана, унижена и оскорблена, кажется, ничто не может вернуть в ее пожелтевшие и ставшие равнодушными черты лица жизнь. В «Воскресении» обновление человеческой души показано как процесс естественный и прекрасный, подобный оживлению весенней природы. Воскресшая любовь Катюши к Нехлюдову, общение с простыми, честными и добрыми людьми — все это помогает падшей женщине воскреснуть к новой жизни, понять, что она снова обретает веру в себя, веру в перемены к лучшему. Знакомство на каторге с революционером Симонсоном возвращает Катюшу к жизни, дает ей ощущение, что она в состоянии изменить мир, воскресить многих людей, спасти не одну душу. Название романа, которое в самом начале понимается как насмешка, к концу приобретает глобальный масштаб, пронизывая все, что происходит не только на страницах романа, но и в целом мире, — это воскрешение Христа, воскрешение природы, воскрешение души. Важное место в структуре романа занимает эпиграф. Евангельские тексты, использованные в качестве эпиграфов, подтверждаются содержанием романа и вместе с евангельским финалом образуют кольцевую композицию произведения. Л. Толстой считал, что основным условием общественных изменений является исполнение каждым человеком христианских заповедей, изложенных в Нагорной проповеди (к которой приводит своего героя Нехлюдова через критику всей самодержавной системы, отказ от сословных дворянских привилегий и земельной собственности). Этим он подчеркивал не только вечность библейских истин, но и зависимость поступков человека от его психологии, черт характера, нравственных принципов, которыми он руководствуется, избирая тот или иной жизненный путь. Толстой проводит мысль о том, что ни при одном общественном укладе невозможно избежать преступлений, если не позаботиться о душе человека, не изменить его взглядов, не наставить его на путь религии, а также основной идеологический тезис Толстого: недопустимость какого бы то ни было суда над человеком. Роман состоит из трех частей, и каждая следующая часть выводит Нехлюдова в более широкую сферу видения и понимание жизни. Первую часть можно назвать условно «Суд». Это не только событийный, но и внутренний, сюжетный центр первой части романа. Вторую часть романа можно условно назвать «Покаяние». Нехлюдов освобождается от помещичьей собственности на землю. И это тоже логически оправдано, потому что иначе он не был нравственно свободным в своей защите «мира острогов». Сначала надо было освободиться самому, чтобы требовать свободы для других. Путешествие Нехлюдова продолжается. Он едет по великим и неведомым пространствам России, перед ним, наконец, открывается Сибирь. И третья часть складывалась как прощание. Вечное прощание. И настоящий смысл этой третьей части - «Разрыв». Катюша покидает Нехлюдова, а Нехлюдов отрекается от всей своей прежней жизни. Повествование в «Воскресении» развивается по принципу расширяющихся кругов, по принципу расширения круга ответственности. Следствие ведётся с углублением в самую суть вещей. Во второй части романа Нехлюдов, перед тем как отправиться вслед за Масловой в Сибирь, едет в деревню устроить свои дела с крестьянами. Изображению крестьянской жизни посвящены первые девять глав второй части романа. Поразительная, потрясающая сознание и чувство бедность и нищета крестьян — вот лейтмотив этих глав. Картины деревенской нищеты, показанные Толстым, глубочайшим образом связаны с основным сюжетом романа, построенном на вине Нехлюдова перед Масловой. Осознание одной вины с неизбежностью влечёт за собой осознание другой, ещё более страшной. Нравственное прозрение Нехлюдова заставило его в новом свете увидеть и мир, и самого себя. Он думает не только о своём отношении к Масловой, но и о своём отношении к народу. Пребывание в деревне, потрясшие его деревенские картины окончательно утвердили Нехлюдова в сознании большой своей вины перед трудовым народом, в сознании не просто греховности, но и преступности всей своей жизни. И не только своей — жизни всего своего сословия. Главный герой «Воскресения» приходит к выводу, что люди точно так же наивно полагают, что они хозяева своей собственной жизни, тогда как в действительности посланы в мир по воле Божьей и для осуществления Божьего промысла Нехлюдов, подобно Раскольникову, проникся духом Евангелия и начал новую жизнь, «не столько потому, что он вступил в новые условия жизни, а потому, что все, что случилось с ним, с этих пор, получило для него совсем иное, чем прежде, значение. Чем кончится этот новый период его жизни, покажет будущее». «Воскресение» - наиболее целеустремленный по действию роман Толстого. В нем много побочных линий, но все они сливаются в одну - расследование «дела Масловой». Роман построен, как уголовная хроника, все расширяющаяся в своем масштабе, вовлекающая все новые слои общества для дознания новых лиц разных сословий и положений как «свидетелей» и как «сопричастных» преступлению. При этом преступление двоится: сначала оно выступает как преступление обвиняемой, как частный, обыденный случай в судебной практике, а потом перерождается в преступление суда по отношению к невинно осужденному человеку. Сначала работает сравнительно узкий судебный механизм, механизм процедуры, а затем механизм общественного устройства, механизм самодержавного законодательства В «Воскресении», впервые в творчестве Толстого, одним из главных героев произведения выступает человек из народа. Рассказав всю историю ее тяжелой жизни, писатель замечает, что это была «самая обыкновенная история». Точно так же, как Катюша Маслова, в старое время гибли сотни и тысячи других девушек. И глубоко знаменательно, что в конце романа писатель показывает подлинное воскресение Катюши, ее возрождение к новой жизни. Произошло это только тогда, когда в тюрьме и на этапе Катюша познакомилась с революционерами, которых царский суд приговорил к каторге и ссылке. Катюша называет их чудесными людьми. «Она, — говорит писатель, — поняла, что люди эти шли за народ, против господ». Образ Катюши Масловой был современным, новым и, можно сказать, уникальным в русской литературе: у него нет предшественников. Соня Мармеладова в «Преступлении и наказании» Достоевского, сходная с ней по условиям жизни и судьбы, все же приподнята автором как «святая» над окружающим бытом; она выполняет навязанную ей автором роль смиренномудрой проповедницы. Образ падшей женщины в русской литературе ХIX века носил агитационньй характер, подчинялся решению проблемы эмансипации женщины, служил примером крайнего ее угнетения, из которого ее следует вывести. Дмитрий Иванович Нехлюдов — князь, человек из высшего общества. Молодого Нехлюдова, Толстой характеризует, честным, самоотверженным юношей, готовым отдать себя на всякое доброе дело и считавшим своим «настоящим я» — свое духовное существо. В юности, Нехлюдов, мечтающий сделать всех людей счастливыми, думает, читает, говорит о Боге, правде, богатстве, бедности; считает нужным умерять свои потребности; мечтает о женщине, только как о жене и видит высшее духовное наслаждение в жертве во имя нравственных требований. Такое мировоззрение и поступки Нехлюдова, признаются окружающими его людьми странностью и хвастливой оригинальностью. Достигнув совершеннолетия, отдает крестьянам имение, наследованное от отца, потому что считает несправедливым владение землею, то этот поступок приводит в ужас его мать и родных, и делается постоянным предметом укора и насмешки над ним всех его родственников. Сначала Нехлюдов пытается бороться, но бороться оказывается слишком сложно и, не выдержав борьбы, он сдается, делаясь таким, каким хотят его видеть окружающие и совершенно заглушив в себе тот голос, который требует от него чего-то другого. Затем, Нехлюдов поступает в военную службу, которая по Толстому «развращает людей». И вот, уже таким человеком, по пути в полк, он заезжает в деревню к своим тётушкам, где совращает, влюблённую в него Катюшу и, в последний день перед отъездом, суёт ей сторублёвую бумажку, утешая себя тем, что «все так делают». Выйдя из армии в чине гвардии поручика, Нехлюдов селится в Москве, где ведет праздную жизнь скучающего эстета, утонченного эгоиста, любящего только свое наслаждение. Принято считать, что образ Нехлюдова во многом автобиографичен, отражает перемену во взглядах самого Толстого в восьмидесятых годах, что желание жениться на Масловой — момент теории «опрощения». И приобщение к евангелию в конце романа — типичная «толстовщина». Нужно отметить, что в произведениях Толстого Дмитрий Нехлюдов кочует из одного произведения в другое под разными именами (повести «Отрочество», «Юность», «Казаки», рассказы «Люцерн» и «Утро помещика»). Все эти произведения во многом автобиографичны, и в образе главных их героев легко угадывается сам Лев Толстой. Читатель «обозрения двух миров», он и сам был человеком двух измерений. Толстой иронически обыгрывает заглавие ежедневного чтения Нехлюдова, проводя скрытую параллель между двумя мирами в его излюбленном журнале и двумя мирами в его собственной душе. В Нехлюдове, отмечает Толстой, «было два человека». В нем было два мира со своими старыми и новыми идеалами. Если главный герой романа носит в своей душе два мира и сама жизнь совершается как бы в двух различных мирах или «кругах». Между двумя мирами нет прямой связи, и только «смелый путешественник» может связать и сравнить их. И тут особенное значение имеет личность путешественника. В высшем свете Нехлюдов совершенно свой человек. Он кровно связан с ним по своим самым личным и наследственным отношениям. Каждое слово суда над собой становится судом и над его «кругом». Вот почему освобождение Нехлюдова от привычного сна и привычных понятий было столь трудным для него «усилием». Перед ним словно распахнулась завеса над тайной его благополучия: «...после своей поездки в деревню Нехлюдов не то что решил, но всем существом почувствовал отвращение к той своей среде, в которой он жил до сих пор, к той среде, где так старательно скрыты были страдания, несомые миллионами людей...». Нехлюдов больше не мог «без неловкости и упрека самому себе» общаться с людьми этой среды. Он преодолевает в себе «светского человека», но и весь роман Толстого был как бы последним отречением от «высшего света» и осуждением его. Он не скрывал своего отчаяния, говоря о «непромокаемых», возвышал голос и был почти уверен, что никто из принадлежащих к этому миру не услышит и не поймет его. В нем пробуждается мысль о том, что он в этом огромном шире лишь частица, но частица народа. «Да, совсем новый, другой, новый мир»,- думал Нехлюдов, глядя на эти... грубые одежды и загорелые, ласковые и измученные лица и чувствуя себя со всех сторон окруженным совсем новыми людьми с их серьезными интересами, радостями и страданиями настоящей трудовой и человеческой жизни».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...