суббота, 7 ноября 2020 г.

Варлам Шаламов "Колымские рассказы"

 

«Колымские рассказы»: чему верить, а чему нет?

Варлам Шаламов, ставший одной из жертв Большого террора, провел в лагерях на Колыме долгие четырнадцать лет. После своего возвращения, в 1954-м году, Шаламов стал создавать сборник рассказов об увиденном и пережитом. Это заняло восемь лет. В тексте соединено документальное и художественное повествование, поэтому книга до сих вызывает множество вопросов. В том числе – что же в ней правда, а что художественный вымысел?

К какому жанру относятся «Колымские рассказы»?

«Колымские рассказы»: чему верить, а чему нет?

Сам Шаламов определял их как новый жанр, который базируется именно на документальном свидетельстве, но при этом в тексте зафиксированы не только уникальные по тяжести испытания, перенесенные в лагерях, но и опыт полученных переживаний. Автор подчеркивал, что достоинством текста является именно достоверность на грани протокола, но при этом факты изложены художественным образом, сочетая силу художественного слова и документальную реальность происходившего. Поэтому, по словам самого же Шаламова, тексты этих рассказов невозможно отнести строго к жанрам романтизма, реализма и тем более – модерна.

Насколько «Колымские рассказы» автобиографичны?

«Колымские рассказы»: чему верить, а чему нет?

Шаламов использовал при написании многих рассказов личный тюремный и лагерный опыт, при этом фамилия главного героя – Андреев. По словам писателя, он использовал ее, пообщавшись после своего ареста с эсером Андреевым, в котором он почувствовал родственную душу и чьим мнением дорожил. Другим аргументом, который повлиял на Шаламова в выборе фамилии героя, было тот факт, что в описываемое им время фамилия Андреев была в Советском Союзе одной из самых массовых – ее носили как представители советской элиты и охранники, так и ссыльные.

Поэтому Шаламов использовал эту фамилию для героя именно как типичную. Но за героем «Колымских рассказов» по фамилии Андреев (как и других персонажей книги) стоит жизненный опыт, пережитый самим Шаламовым. Хотя и назвать эту книгу полностью автобиографичной нельзя.

Что главное?

«Колымские рассказы»: чему верить, а чему нет?

Отвечая на этот вопрос можно воспользоваться словами самого Шаламова. Он считал, что для того, чтобы читатели «Колымских рассказов» прониклись происходящим и весь ужас измывательств и гибели людей запомнился, и трагедии жизни лагерей запали в душу, необходимо читателей потрясти, вывести из состояния равнодушия и спокойствия.

Для достижения этого эффекта потрясения читателей в рассказах были шокирующие подробности и описания поистине нечеловеческого бытия, которые не могли не вызвать сострадания.

Есть ли в тексте «Колымских рассказов» противоречия?

«Колымские рассказы»: чему верить, а чему нет?

Книгу нельзя назвать научным изданием, учитывая, что у Шаламова не было доступа к полным архивам лагерей, которые тогда находились под соответствующим грифом советской секретности. В тексте имеются и отдельные логические неувязки, которые можно объяснить «издержками» личной позиции самого Шаламова, тем, что ему пришлось пережить.

Так, он часто в своих рассказах характеризовал колымские лагеря как лагеря тотального уничтожения осужденных. Но при этом сам же Шаламов подчеркивал, что, когда он десятки раз находился на волосок от смерти, его отправляли в лагерную больницу и там выхаживали, а потом – снова слали на работу. Значит, кого-то все же в лагерях врачи (и не только они) спасали…

Для кого писал Шаламов?

«Колымские рассказы»: чему верить, а чему нет?

В первую очередь – для отечественного читателя, который должен был узнать и не забыть о произошедших трагедиях. Но при жизни писателя ни один рассказ в Советском Союзе так и не был напечатан. А к зарубежным публикациям своих рассказов – в Америке, Германии, Франции, – Шаламов не имел отношения, а узнав об этом – реагировал негативно. Он хотел, чтобы «Колымские рассказы» издали на его Родине, а после заграничных публикаций (тем более в антисоветских изданиях) Шаламова занесли в СССР в «черные списки», и он не смог их здесь опубликовать.

А как вы считаете, "Колымским рассказам" можно верить? Пишите в комментариях!

8 комментариев:

  1. Столько тонкостей, которые не видны при первом прочтении. Очень интересное рассуждение, спасибо автору статьи

    ОтветитьУдалить
  2. Спасибо за информацию, очень интересно

    ОтветитьУдалить
  3. спасибо за полезную информацию

    ОтветитьУдалить
  4. Рассказы очееееень понравились, вот эти детали лагерной жизни-чувствуется, что автор знаком с этой жизнью не понаслышке

    ОтветитьУдалить

Настоящее имя Льва Толстого и других знаменитостей, потерявших букву Ё

Мы забыли, как выглядят настоящие имена и фамилии известных людей. Вот до чего довела необязательность всего двух точек! Впервые буква Ё поя...