пятница, 5 февраля 2021 г.

Разум и чувства Татьяны Лариной: то, о чем молчат фильмы

 Интересно, почему так мало фильмов снято по "Евгению Онегину"? Отличный же сюжет, даже, скажем, не очень типичный для русской литературы. Женщина оказывается вполне разумным созданием и не поддается эмоциям, не ставит свои душевные порывы выше собственного благополучия, и, что, пожалуй, важнее, благополучия других. Где еще можно встретить столь высокие качества в женщине - умение ставить долг выше чувства? Вся русская литература построена на обратных примерах - от классических Анны Карениной и Наташи Ростовой до чеховской "Попрыгуньи"...Может, оттого героини и страдают, что делают свой выбор не разумом, а...а вот не всегда понятно чем. Потому что охватывающие их эмоции порой граничат с истинной глупостью. Татьяна тоже страдает, но ей хватает душевного благородства на то, чтобы выйти из ситуации с наименьшими для всех потерями...расстаться с Евгением, который откровенно пустоват, и даже слегка нелеп в своей байронически-подражательной манере.

Прелестно, пожалуй, то, что Татьяну за ее столь нетипичный выбор - остаться верной мужу...Евгений ведь ей не развестись предлагал, а так, любовную интрижку, активно осуждали. Был, например, такой великий литературный критик Николай Добролюбов, который отозвался о ее решении так:

"Очутившись в руках своего нового хозяина, она вообразила себе, что она превращена в украшение генеральского дома; тогда все силы её ума и её воли направились к той цели, чтобы на это украшение не попало ни одной пылинки. Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни. И сама она смотрит на себя со стороны и любуется своей неприкосновенностью и твёрдостью своего характера. […] Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло".

Никогда не любила этих критиков.

А что же режиссеры? Ну почему никто не взял этот прекрасный сюжет и не снял хороший фильм? Пытались, конечно, но...

Первая попытка экранизировать роман в стихах состоялась в 1911 году, еще в Российской империи. Это был немой чёрно-белый короткометражный фильм, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Существует лишь несколько фотографий, по которым очень сложно составить представление об этой картине.


Кадр из фильма "Евгений Онегин", 1911 год,  

Через 47 лет, в 1958 году, советский режиссер Роман Тихомиров выпустил новую экранизацию творения Александра Пушкина. Это фильм-опера, поставленный на основе оперы Чайковского и стихов Пушкина. Собственно. Выглядит эта постановка как киноспектакль, очень неплохой...но, откровенно говоря, на любителя. Просто потому, что не все любят, когда герои только поют. Одно дело слушать оперу в театре, ощущать эти эмоции, и совсем другое смотреть на экране, увы. Кроме того, вариант спектакля не позволяет передать всю глубину испытываемых героями чувств. Все так просто, поверхностно, лубочно.

Роль Онегина исполняет Вадим Медведев, который в соответствии с жанром до неестественности загримирован, костюм его тоже перегружен деталями. Словом, образ скорее театральный.

Роль Ленского - Игорь Озеров. Вот он, кстати, получился более естественным. Несмотря на формат спектакля, ему даже удалось передать чувства, охватывающие его героя. Он ярче выделяется на уровне абсолютно плоского Онегина. Настолько ярче, что к моменту дуэли стало казаться, будто пристрелил его Онегин из чувства зависти к тому, что он умеет хорошо играть.


Вадим Медведев в роли Евгения Онегина (это тот, что в сером), Игорь Озеров в роли Ленского (тот, что с темными кудрями), 1958 год. Кадр из фильма.

Если бы не Ариадна Шенгелая в роли Татьяны, фильм этот был бы куда менее запоминающимся. Актриса справилась с самым сложным: суметь перевоплотиться из наивной "деревенской" барышни в равнодушную в своей красоте княгиню. Кстати, не знаете ли, откуда пошло, что Татьяна была темноволосой? В "Онегине" об этом, кажется, не упоминается. В ее описании все "бледные красы", да "бледный цвет и вид унылый"...

Зато Ольгу Пушкин описал удивительно подробно, особенно на фоне остальных героев. Тут и:

"Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан"**

Кстати, ее сыграла Светлана Немоляева.



Этой Татьяной я не перестану восхищаться. Неудивительно, что Онегин, вернувшись из странствий, был так поражен ею. Новой повзрослевшей Татьяной. Интересно, как происходили в ней такие разительные перемены? Как сумела стать она "небрежной законодательницей зал", перед которой преклонялось общество? Ведь не только же статус "важного генерала" вознес ее так высоко в глазах окружающих?

А, кстати, генерал описан Пушкиным как "толстый" и "важный", и...вспоминающий вместе с Онегиным "проказы, шутки прежних лет". Так что не так уж и стар генерал, что-то около 30 должно быть. Откуда взялся стереотип о мужчине в самом расцвете своих 50 - 60 лет? Не иначе как кто-то вспомнил, что в заметках поэт упоминал его как "старого генерала", однако в финальную версию это не вошло, зато пошло в народ.

И вот итог. Хотя, с таким Онегиным, поневоле генерала выберешь:

Генерал (Иван Петров) и Евгений Онегин (Вадим Медведев). 1958 год. Кадр из фильма.

Следующая попытка экранизировать "Евгения Онегина" была, что неожиданно, британо-американской. Сделала ее в 1999 году Марта Файнс.

Интерпретация романа здесь достаточно вольная, и, вместе с тем, не отступающая от истины. Были у Онегина связи с девицами? Были. И до Татьяны:

"Что занимало целый день
Его тоскующую лень, —
Была наука страсти нежной"***
"Добиться тайного свиданья…
И после ей наедине
Давать уроки в тишине!".

И во время начинающегося знакомства с Татьяной:

"Прогулки, чтенье, сон глубокой,
Лесная тень, журчанье струй,
Порой белянки черноокой
Младой и свежий поцелуй".

Но одно дело знать, а другое видеть как Евгений облизывает ноги пожилой и упитанной девице легкого поведения. Вряд ли из наших режиссеров кто-то решился бы такое снять. Впрочем, и помимо этого у фильма есть масса недостатков. И главный - чудовищный Евгений Онегин. Я предполагаю, что режиссеру - Марте Файнс - было жаль тратить средства на оплату подходящего актера, поэтому она просто пригласила на эту роль брата. Такой вот семейный подряд. Насколько хорош Рэйф Файнс в "Грозовом перевале", где он сыграл Хитклиффа, настолько плох он в "Онегине". Ему не дашь чуть за 25. Ленскому, Тоби Стивенсу, тоже не дашь его 18.


Ленский (Тоби Стивенс). 1999 г. Кадр из фильма.


Если отринуть возраст актеров, который несколько превышает возраст героев, что особенно заметно в случае с Онегиным...То этот фильм все же интересен. Он не однообразен, Файнс действительно мастерски производит впечатление скучающего денди, пусть и слегка потасканного, погруженного в себя несчастливого человека. Хотя мне показалось, что он изобразил Онегина куда глубже, чем тот был на самом деле.

По сравнению с ним Лив Тайлер, играющая Татьяну, выглядит достаточно бледно. И говорю я отнюдь не об аристократической бледности, упомянутой Пушкиным, а о манере игры актрисы. В кадре она не играет, она там появляется. И пропадает, отбыв положенное ей время.

Соответственно и контраста между Татьяной, девушкой из глуши, и Татьяной, сиятельной дамой, никакого. Мало просто переодеть Лив Тайлер и накрасить ее чуть ярче, увы.

 

К концу фильма легкий психоделический задел вылился в столь же психоделическое объяснение. А может у фильма кончился просто бюджет. Потому что передать душевную пустоту героев, поместив их в пустое пространство - ну, такая себе затея. В общем, финальная сцена оказалась провальной. Слишком много слез, слишком много выраженных чувств, Онегин, опять же, не то, что на байронического героя не похож, но даже на романтического не тянет.


Сцена объяснения Онегина. 1999 г. Кадр из фильма.

И вообще, по ощущениям, в финале Евгений стал каким-то мерзковатым, но это личные впечатления. Генералу он здесь снова проигрывает. Тот, конечно, не красавиц, но достаточно приятен для того, чтобы не переживать за семейную жизнь Татьяны.

 

Генерал (Мартин Донован). 1999 г. Кадр из фильма.

Что ж, было бы интересно увидеть еще хотя бы один фильм по Онегину, где он таков, каков он есть. Не персонаж спектакля, как в советской версии, не мужчина, в котором могут проснуться глубокие чувства, как в британской. А так, человек без убеждений, без принципов, без своего пути. У Пушкина это отлично показано. И не описанием юности Евгения, не словами о том, что он - лишь "подражанье", не попыткой соблазнить Татьяну. Нет. Рассказав нам об Онегине, всего в нескольких строках в конце романа, Пушкин говорит о генерале. Они ведь ровесники, Онегин и безымянный князь, муж Татьяны.

И если Онегин:

"Дожив без цели, без трудов
До двадцати шести годов,
Томясь в бездействии досуга
Без службы, без жены, без дел,
Ничем заняться не умел"*.

То князь женат, богат, уважаем...и генерал. Генеральский чин в молодые годы было не так просто получить, а значит, карьеру он начал юношей, у него за плечами Отечественная война, где сражались дети из дворянских семей в свои 16 - 18 лет. Затем заграничные походы русской армии. Где-то он был ранен, и, видимо, тяжело...А что Евгений? Он не носил военного мундира, никогда нигде не служил, не имел никакого, даже самого низшего чина. Они ничего не создал, не имел ни идеалов, ни принципов, ни репутации. Так вот и получилось, что Онегин - лишь пародия, а генерал...генерал оказался настоящим.

К концу фильма легкий психоделический задел вылился в столь же психоделическое объяснение. А может у фильма кончился просто бюджет. Потому что передать душевную пустоту героев, поместив их в пустое пространство - ну, такая себе затея. В общем, финальная сцена оказалась провальной. Слишком много слез, слишком много выраженных чувств, Онегин, опять же, не то, что на байронического героя не похож, но даже на романтического не тянет.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...