Интересно, почему так мало фильмов снято по "Евгению Онегину"? Отличный же сюжет, даже, скажем, не очень типичный для русской литературы. Женщина оказывается вполне разумным созданием и не поддается эмоциям, не ставит свои душевные порывы выше собственного благополучия, и, что, пожалуй, важнее, благополучия других. Где еще можно встретить столь высокие качества в женщине - умение ставить долг выше чувства? Вся русская литература построена на обратных примерах - от классических Анны Карениной и Наташи Ростовой до чеховской "Попрыгуньи"...Может, оттого героини и страдают, что делают свой выбор не разумом, а...а вот не всегда понятно чем. Потому что охватывающие их эмоции порой граничат с истинной глупостью. Татьяна тоже страдает, но ей хватает душевного благородства на то, чтобы выйти из ситуации с наименьшими для всех потерями...расстаться с Евгением, который откровенно пустоват, и даже слегка нелеп в своей байронически-подражательной манере.
Прелестно, пожалуй, то, что Татьяну за ее столь нетипичный выбор - остаться верной мужу...Евгений ведь ей не развестись предлагал, а так, любовную интрижку, активно осуждали. Был, например, такой великий литературный критик Николай Добролюбов, который отозвался о ее решении так:
"Очутившись в руках своего нового хозяина, она вообразила себе, что она превращена в украшение генеральского дома; тогда все силы её ума и её воли направились к той цели, чтобы на это украшение не попало ни одной пылинки. Она поставила себя под стеклянный колпак и обязала себя простоять под этим колпаком в течение всей своей жизни. И сама она смотрит на себя со стороны и любуется своей неприкосновенностью и твёрдостью своего характера. […] Само по себе чувство Татьяны мелко и дрябло".
Никогда не любила этих критиков.
А что же режиссеры? Ну почему никто не взял этот прекрасный сюжет и не снял хороший фильм? Пытались, конечно, но...
Первая попытка экранизировать роман в стихах состоялась в 1911 году, еще в Российской империи. Это был немой чёрно-белый короткометражный фильм, который, к сожалению, до наших дней не сохранился. Существует лишь несколько фотографий, по которым очень сложно составить представление об этой картине.
Через 47 лет, в 1958 году, советский режиссер Роман Тихомиров выпустил новую экранизацию творения Александра Пушкина. Это фильм-опера, поставленный на основе оперы Чайковского и стихов Пушкина. Собственно. Выглядит эта постановка как киноспектакль, очень неплохой...но, откровенно говоря, на любителя. Просто потому, что не все любят, когда герои только поют. Одно дело слушать оперу в театре, ощущать эти эмоции, и совсем другое смотреть на экране, увы. Кроме того, вариант спектакля не позволяет передать всю глубину испытываемых героями чувств. Все так просто, поверхностно, лубочно.
Роль Онегина исполняет Вадим Медведев, который в соответствии с жанром до неестественности загримирован, костюм его тоже перегружен деталями. Словом, образ скорее театральный.
Роль Ленского - Игорь Озеров. Вот он, кстати, получился более естественным. Несмотря на формат спектакля, ему даже удалось передать чувства, охватывающие его героя. Он ярче выделяется на уровне абсолютно плоского Онегина. Настолько ярче, что к моменту дуэли стало казаться, будто пристрелил его Онегин из чувства зависти к тому, что он умеет хорошо играть.
Если бы не Ариадна Шенгелая в роли Татьяны, фильм этот был бы куда менее запоминающимся. Актриса справилась с самым сложным: суметь перевоплотиться из наивной "деревенской" барышни в равнодушную в своей красоте княгиню. Кстати, не знаете ли, откуда пошло, что Татьяна была темноволосой? В "Онегине" об этом, кажется, не упоминается. В ее описании все "бледные красы", да "бледный цвет и вид унылый"...
Зато Ольгу Пушкин описал удивительно подробно, особенно на фоне остальных героев. Тут и:
"Глаза, как небо, голубые,
Улыбка, локоны льняные,
Движенья, голос, легкий стан"**
Кстати, ее сыграла Светлана Немоляева.
Комментариев нет:
Отправить комментарий