Булгаков создал три версии своего главного творения. Три! Каждая из них существенно отличалась от предыдущей. Первоначально автор задумывал рассказ исключительно о Сатане, посетившем советскую столицу. Никаких Мастера с Маргаритой там и в помине не было.
Среди рабочих названий значились «Жонглер с копытом», «Копыто инженера», «Консультант с копытом» и «Черный маг». Звучит совсем иначе, правда? А ведь эти варианты могли остаться финальными.
Потом в повествование вошли главные герои - писатель и его возлюбленная. Появилась свита темного мага. Одновременно Булгаков убирал из текста персонажей, которые, по его мнению, не вписывались в общую концепцию. Литературоведы упоминают загадочного летчика, следы которого теряются в черновиках. О нем почти ничего не известно.
Михаил Афанасьевич работал над романом почти десять лет, но так и не успел внести все задуманные правки. Текст был завершен, финал написан, однако автор планировал еще доработки. Только в шестидесятых годах благодаря вдове писателя мы получили возможность прочесть это произведение.
Откуда взялся Воланд
Имя загадочного профессора Булгаков позаимствовал у Гёте. В «Фаусте» упоминается некто Воланд. Правда, в русских переводах это имя традиционно опускали. Существует и германская традиция называть нечистого Фаландом.
Булгаков явно хотел, чтобы читатель видел в профессоре именно князя тьмы, а не рядового демона. Некоторые исследователи находят в Воланде черты характера высших руководителей того времени. Споры об этом ведутся до сих пор, и каждый видит свое.
Когда происходит действие
С казнью Иешуа Га-Ноцри вопросов почти не возникает. Первый век нашей эры. А вот московские события вызывают дискуссии.
Забавно, что в Москве тех лет варьете вообще не существовало. Зато сейчас несколько заведений столицы утверждают, будто именно их описал автор. Каждое приводит свои доказательства, и споры не утихают.
В романе множество фраз, ставших крылатыми. Но есть та, на которой Булгаков остановился в последний раз, внося правки:
«Так это, стало быть, литераторы за гробом идут?».
После этого Михаил Афанасьевич ушел из жизни. Близкие вспоминали, что в финальные дни он повторял:
«Чтобы знали… Чтобы знали…».
Говорил ли он о романе? Мы можем только догадываться.
Комментариев нет:
Отправить комментарий