среда, 13 февраля 2019 г.

Герой и время в романе «Евгений Онегин».


Эволюция творчества Пушкина от романтической поэмы к реалистическому роману. Герой и время в романе «Евгений Онегин».
Творчество Пушкина принято делить на два больших периода – романтический (1814 – 1825) и реалистический (1825 – 1836). Его первым законченным произведением значительной формы стала поэма «Руслан и Людмила», по выходу которой В.А. Жуковский подарил молодому поэту свой портрет кисти Ореста Кипренского со знаменитой надписью «Победителю ученику от побежденного учителя». Уже это произведение, которое синтезирует многие достижения допушкинской литературы в области жанров, отразило всю сложность и новаторство художественных поисков Пушкина.
Здесь можно увидеть традиции русского фольклора, народных сказок и сказочных поэм в народном духе, пародийно-комических поэм западноевропейской и русской литератур, богатырской поэмы, а также черты романтической поэмы, которая чуть позже, после выхода в свет первой собственно романтической поэмы Пушкина «Кавказский пленник» (1822) станет господствующим жанром русской литературы первой четверти 19 века.
Эволюция Пушкина была стремительной. Каждое новое произведение знаменовало собой освоение новых литературных форм и углубление художественного метода. Написанные под мощным влиянием восточных поэм Байрона, южные поэмы Пушкина стали значительной вехой творческого пути поэта. По канве байронической поэмы Пушкин создает самобытные и оригинальные произведения, наполненные глубоким общественным и философским смыслом. Романтический исключительный герой, противопоставленный обществу, требуемый каноном национальный колорит, вершинность композиции, традиционные для романтизма мотивы бегства – все это присутствует в поэмах Пушкина, но уже в первой из них – в «Кавказском пленнике» – намечаются признаки разрушения жанра романтической поэмы, о чем говорит сам поэт: «Характер пленника неудачен; доказывает это, что я не гожусь в герои романтического стихотворения». Выражается это, прежде всего, в нарушении основополагающего принципа романтизма – субъективизма и монологизма автора. Намеченный разрыв между автором и героем в «Кавказском пленнике» углубляется в поэме переходного периода «Цыганах» (1825), где автор сталкивает не только два разных психологических типа, но и две философии жизни – Алеко (философия индивидуализма) и старик-цыган (философия гуманизма).
Следующая веха – драма «Борис Годунов» (1825), где впервые в русской литературе получает свое обоснование реалистический принцип историзма. Абстрактный историзм классицистов и романтиков здесь наполняется конкретным содержанием. В драме перед читателем встает эпоха Смутного времени с ее мировоззрением, с ее культурой и самим духом времени. Важнейшие общественно-политические и философские проблемы, поставленные в этом произведении (проблема самодержавия и народа, проблема роли личности в истории, проблема политической нравственности), по сути дела актуальны и современны для любого кризисного периода истории. 
Болдинская осень 1830 года – необычайно плодотворный период в творчества поэта. Написанные почти одновременно два цикла – драматургический – «Маленькие трагедии» и прозаический – «Повести Белкина» – столь разные внешне по материалу и по форме, тесно связаны внутренне и являют собой картины вечных ценностей человеческой жизни.
В амбивалентности «Маленьких трагедий» фокусируется амбивалентность самой жизни; а простой незатейливый взгляд Белкина сопрягается с глубокой философской позицией Пушкина.
Важнейшим произведением второй Болдинской осени (1833) можно считать поэму «Медный всадник», которая стала итогом пушкинских размышлений о человеке и истории и завершила тему Петра I. Два противоположных лика Петра – «строитель чудотворный» и «медный истукан» – определяют стиль поэмы, ее сюжет и трагический конфликт – столкновение живого человека, Евгения, с бездушным монументом, олицетворяющим историю.
Следующий этап – разработка жанра большой формы – прозаического социально-психологического романа. К прозе Пушкин приходит после изучения истории. Пушкин обращается к теме народного восстания и народного вождя. Роман «Дубровский», начатый в 1832 году, в 1833 был оставлен на 19-ой главе. Экспозиция романа, рисующая широкую картину крепостнической действительности, представляющая различные типы помещиков и представителей народа; остросоциальный конфликт произведения, концентрируют первоначальный замысел Пушкина. Но в процессе работы Пушкина уводят в сторону жанровые традиции западноевропейского авантюрного романа о благородном разбойнике, один из которых (роман Вульпиуса «Ринальдо Ринальдини») упоминается в самом «Дубровском». Замысел Пушкина развивается уже не за счет углубления социальной завязки романа, а идет по пути устоявшихся литературных традиций. Роман незакончен формально, в сущности, все сюжетные линии в нем завершены – пушкинский этап исканий привел его к новой большой форме – реалистическому историческому роману «Капитанская дочка».
Работа над романом шла почти одновременно с написанием  «Дубровского»; начат в 1833 году и закончен в 1836. Пушкин изучил архивы, совершил путешествие по местам Пугачевского восстания. «Дубровский» и «Капитанская дочка» – это произведения, противоположные по пониманию сущности и характера крестьянского восстания. Если в «Дубровском» Пушкин еще верил в союз крестьян с помещиками, то в «Капитанской дочке» этого уже нет; здесь автор изображает их как две антагонистские враждебные силы и понимает неразрешимость противоречий между помещиками и крестьянами. Различны произведения и подходом к изображению. «Дубровский» носит элементы романтической литературы. В «Капитанской дочке» дана реалистическая картина народного бунта, и в качестве народного вождя выступает уже не помещик, дворянин, а реальное историческое лицо, представитель народа – Емельян Пугачев.
Необходимо отметить, что для Пушкина характерен нравственный взгляд на историю. (Не случайно в своем поэтическом манифесте, стихотворении «Памятник», как свою главную заслугу на литературном поприще он отмечает: «И долго буду тем любезен я народу, / Что чувства добрые я лирой пробуждал…». Об этом свидетельствует и общий эпиграф к роману «Береги честь смолоду».
 «Капитанская дочка» – роман не только о крестьянском восстании, но и об идеале Пушкина. Герои романа, исторические события, жизненные коллизии – все изображается с позиций человечности, милосердия и гуманности. Главные герои – антагонисты истории – Пугачев и императрица – в человеческом плане сближены: они помогают обрести счастье Маше и Гриневу.
 Столь же знаменательны и жанр произведения – исторический роман, семейная хроника, роман-воспитание; и достаточно сложная его структура – наличие емких знаковых эпиграфов, вставная конструкция (калмыкская сказка о вороне и орле), форма повествования с использованием персонифицированного героя.
Почти через все творчество Пушкина проходит его роман «Евгений Онегин». Он был начат в 1823 году, завершен в 1830; в 1831 году написано письмо Онегина к Татьяне; в 1833 – вышло первое отдельное издание романа.
За 8 лет произошли существенные перемены в жизни Пушкина, которые отразились и в романе – начатый в духе романтических поэм, он становится первым реалистическим романом не только русской, но и европейской литературы; «энциклопедией русской жизни»; «энциклопедией пушкинской души» и, наконец, «энциклопедией пушкинского творчества». В процессе создания углублялся метод автора, менялся замысел, сюжет, характеры главных героев.

В статье «Сочинения Александра Пушкина» В.Г. Белинский писал о пушкинском романе в стихах: «Прежде всего в «Онегине» мы видим поэтически воспроизведенную картину русского общества, взятого в одном из интереснейших моментов его развития. С этой точки зрения «Евгений Онегин» есть поэма историческая в полном смысле слова, хотя в числе ее героев нет ни одного исторического лица».
Историческая эпоха, запечатленная в произведении, время между Отечественной войной 1812 года и восстанием декабристов 1825 года. Емкая и содержательная форма романа во многом обусловила поразительную для произведения такого небольшого объема полноту изображения действительности.
Два жанровых определения «Евгения Онегина» даны самим Пушкиным. В письме к Вяземскому он называет его романом в стихах, подчеркивая «дьявольскую разницу» между своим произведением и обычным романом; второе определение дано в конце восьмой главы – «свободный роман». Оба эти определения по сути дела обусловлены особым положением автора. Лирическая форма романа узаконивает присутствие автора (с его характером, пристрастиями, нравственным кодексом, философией жизни) в художественной структуре произведения; при этом автор декларирует и свои художественные принципы, основанные на свободе выбора и структурных компонентов произведения, и разрешения жизненных коллизий, и трактовках характеров главных героев. Принципиальная открытость и незавершенность формы «Евгения Онегина» адекватна текучести, непрерывности самой жизни и сложности, неоднозначности изображенных в романе человеческих характеров.
Главный герой романа – Евгений Онегин – стал родоначальником литературного типа «лишнего человека», который господствовал в произведениях последующих писателей вплоть до 1850-х годов.
Начатая уже в «Кавказском пленнике» тема «преждевременной старости души» в романе становится проблемой. Пушкин художественно исследует причины этого общеевропейского явления («подобный английскому сплину,/ Короче: русская хандра») и находит их в отсутствии высоких интересов у передовой дворянской интеллигенции 20-х годов 19 столетия.
Два различных пути представлены судьбами Онегина и Ленского. Оба они выделяются из общей массы аристократической молодежи – и  в этом их общность (как и Татьяна, которая даже «семье своей родной казалась девочкой чужой)
Рисуя образ Евгения Онегина, Пушкин подробно говорит о его воспитании и образовании, о жизни в петербургском «свете». «Забав и роскоши дитя», Онегин получил типичное для аристо­кратической молодёжи того времени домашнее образование и воспитание под руководством француза-гувернёра, что в конечном итоге привело его к отрыву от нацио­нальной и народной почвы.
В то же время Пушкин отмечает отличительные черты своего героя – «мечтам не­вольную преданность, неподражательную странность и резкий, охлаждённый ум», чувство чести, благородство души». Это не могло не привести Онегина к разочарованию в жизни и интересах светского общества, к недовольству политической и социальной обстановкой, сложившейся в России после Отечественной войны 1812 года, в годы усиления реакции и господства аракчеев­щины. Покинув светское общество, Онегин пробует заняться какой-либо полезной деятельно­стью. Из попытки писать ничего не вышло: у него не оказалось призвания («зевая, за перо взялся») и привычки к труду («труд упорный ему был тошен»). Попытка борьбы с «душевной пустотой» посредством чтения то­же оказалась безуспешной. Книги, которые он читал, или не удовлетворяли, или оказывались созвучными его мыслям и чув­ствам и только укрепляли их.
Пытается Онегин заняться устройством жизни крестьян в имении, которое он получил в наследство от дяди. Но вся его деятельность помещика-хозяина ограничилась тем, что «ярем он барщины старинной / Оброком лёгким заменил...»
Незаурядный ум Онегина, его свободолюбивые настроения и критическое отношение к действительности ставили его высоко над дворянской толпой и обрекали на одиночество. Спасти от «душевной пустоты» не смогли ни любовь, ни дружба. Он отверг любовь Татьяны, так как выше всего ценил «вольность и покой; он убил на дуэли своего молодого друга Ленского, так как не смог возвыситься над общественным мнением, которое он внутренне презирал.  Онегин «начал странствия», но и это «не рассеяло его…»
Роман заканчивается сценой свидания Онегина с Татьяной, и о дальнейшей судьбе главного героя мы ничего не знаем. Однако Пушкин думал продолжать роман. Осенью 1830 года он писал десятую главу, в которой собирался рассказать о возникновении первых тайных обществ декабристов. Но по цензурным условиям напечатать ее не смог и сжёг написанное. По свидетельству одного из знакомых Пушкина, «Оне­гин должен был или погибнуть на Кавказе, или попасть в число декабристов».
В лице своего главного героя поэт изобразил типичного представи­теля просвещённой части дворянской интеллигенции, чьи нравственные искания в отрыве от высоких целей делали их общественно бесполезными, лишними людьми.
Глубокую оценку образу Онегина дает Белинский: «…бездеятель­ность и пошлость жизни душат его; он даже не знает, чего ему надо, чего ему хочется, но он знает, и очень хорошо знает, что ему не надо, что ему не хочется того, чем так довольна, так счастлива  самолюбивая посредственность».
                                     
 Рекомендуемая литература
  1.  Горбанев Н. А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Махачкала, 2008.
  2. Маркович В.М. Комедия в стихах А.С. Грибоедова «Горе от ума» // Анализ драматического произведения. Л., 1988.
  3.  Медведева И.Н. «Горе от ума» А.С. Грибоедова. М., 1974.
  4.   Пиксанов Н.К. Творческая история «Горя от ума». М., 1971.
  5.   Ревякин А.И. Жанровые особенности «Горя от ума» // Русская литература. 1961. № 4.
  6.  Фомичев С.А. Комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума». Комментарий. М., 1983.
  7. Белинский В. Г. Сочинения Александра Пушкина. Статьи восьмая и девятая (любое издание).
  8. Бочаров С. Г. Поэтика Пушкина. Очерки. М., 1974.
  9.  Горбанев Н. А. Вершины русского романа. 1 часть.  Махачкала, 2010.
  10. Гуковский Г. А. Пушкин и проблемы реалистического стиля. М., 1957.
  11. Лотман Ю. М. Роман Пушкина «Евгений Онегин». Комментарий. Л., 
  12. Мейлах Б. С. «...сквозь магический кристалл...». М., 1990.
  13. Мейлах Б. С. «Евгений Онегин» // Пушкин: Итоги и проблемы изучения. М.-Л., 1966.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...