среда, 13 февраля 2019 г.

Материал для самостоятельного изучения 1 БИД ФК - Тема 1


Тема I. ОБЩЕСТВЕННАЯ ЖИЗНЬ И РУССКАЯ ЛИТЕРАТУРА ПЕРВОЙ
ЧЕТВЕРТИ XIX ВЕКА (1800 – 1825 гг.)

1. Историческая обстановка в России.
2. Литературное движение.
3. Литературная борьба, критика и журналистика.

Литература всегда  четко отражала все реалии и тенденции общественной жизни. Этот тезис всецело относится и к русской литературе XIX века. Знаковыми событиями общественной жизни начала века становятся для русской литературы Великая Французская революция (1789 – 1794 годы),  убийство  российского императора Павла I (1801 год), Отечественная война 1812 года, восстание декабристов (1825 год). Все эти исторические события оказали огромное влияние на развитие русской литературы первой четверти XIX века. Важнейшим фактором стала Великая Французская революция. Её идеи питали почти все направления в русской литературе того периода  и, прежде всего – романтизм. Начало века в России совпало с событием, существенно повлиявшим на развитие литературы: в марте 1801 года был убит Павел I. С воцарением на престоле Александра I  наступила политическая оттепель, нашедшая отражение в  оде Г.Р. Державина «На восшествие на престол императора Александра». Александр I начал свое правление с умеренных либеральных реформ, подготовленных комиссией молодого реформатора М.М. Сперанского. Дальнейшее правление Александра I оказалось не столь прекрасным. Свое разочарование А.С. Пушкин  выразил в  послании «к Чаадаеву»: 
 «Любви, надежды, тихой славы
  Недолго нежил нас обман…» (1).
Половинчатость реформ, приближение к царю Аракчеева, ссылка Сперанского – всё это сказалось не только на общественно-политической жизни, но и на литературе: начались цензурные гонения.
Крупнейшим событием начала века была и Отечественная война 1812 года, пробудившая национальное самосознание русского народа (см., напр., роман Л.Н. Толстого «Война и мир»), оказавшая влияние на весь XIX век. В литературе сложилась особая поэтическая ситуация: взлет поэзии и культурной жизни вообще. Толчок этому поэтическому взлету дала война. Появились сотни стихотворений, посвященных ей. Кроме того, война пробудила историческое самосознание нации. Возникает огромный интерес к национальной истории, свидетельством чему является появление многотомного труда Карамзина «История государства Российского».
В этот же период, под влиянием войны 1812 года и исторического романа Вальтера Скотта возникает русский исторический роман.
Центральная фигура этого периода – А. С. Пушкин.
Непосредственным продолжением Отечественной войны 1812 и ее естественным следствием явилось движение декабристов. Молодые офицеры, составившие ядра тайных декабристских обществ, принимали участие в войне, и на них произвели огромное впечатление заграничные походы русской армии, показавшие отсутствие феодального рабства в европейских государствах.
Движение декабристов было шире, чем  декабристское восстание. Существовало множество тайных обществ, не вышедших на Сенатскую площадь, еще больше было сочувствующих (А.С. Пушкин, А.С. Грибоедов, князь П.А. Вяземский, старший друг Пушкина, которого называли «декабристом без декабря». Вяземский в тайном обществе не состоял, участия в восстании не принимал, но мыслил как декабрист).
Движение декабристов оказало большое идейное влияние на литературу, подготовило почву для многих литературных произведений, повлияло на развитие романтизма в России. Многие дворянские революционеры-декабристы были поэтами (например, К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский и многие другие),  идеи свободы во все времена вдохновляли писателей и поэтов.
Большое влияние на литературу оказало не только само движение декабристов, но и поражение восстания декабристов; уроки поражения для русской литературы были весьма значительными.
В первой четверти XIX века русская литература впервые в российской истории поднимается на общеевропейский уровень, примыкает к общеевропейскому литературному движению. Именно в эти годы в России зарождается романтизм как художественный метод и литературное направление. Картина литературного движения в этот период довольно пестрая и сложная: существуют старые художественные методы и направления, возникают новые. В начале XIX  века сохраняет некоторые позиции классицизм (Г.Р. Державин и другие), который становится анахронизмом, поскольку пережил самого себя, продолжает развиваться сентиментализм (Н.М. Карамзин как поэт и прозаик, И.И. Дмитриев, драматург В.А. Озеров и другие). В русле сентиментализма, в качестве ученика Карамзина, начинается литературная деятельность В.А. Жуковского, который сначала продолжил традиции сентиментализма, но вскоре стал родоначальником и крупным представителем романтизма. Русский сентиментализм и романтизм очень близки друг другу. Так, например, литературовед Г.А. Гуковский считал, что русский сентиментализм представлял собой не что иное, как предромантизм. Продолжает развиваться сатирическое направление в литературе. Это и творчество  комедиографа и баснописца И.А. Крылова, и роман непосредственного предшественника Н.В. Гоголя – В.Т. Нарежного  «Российский Жилблаз, или Похождения князя Гаврилы Симоновича Чистякова», басни и роман А.Е. Измайлова «Евгений, или пагубные последствия дурного сообщества и воспитания». Сатирические тенденции есть  и в комедии А.С. Грибоедова «Горе от ума».
Важнейшим литературным явлением первой четверти XIX века, явлением новым, оказавшимся перспективным, давшим замечательные плоды, стал романтизм, последняя вспышка которого пришлась на конец 40-х годы XIX века, когда реализм стал главенствующим методом и направлением в русской литературе.
Русский романтизм был подготовлен и событиями европейской общественной и литературной жизни, и имел свои национальные корни: Россия шла к своей дворянской революции, а основная идея романтизма – это идея свободы.
В русском романтизме было три  течения: в 10-е годы развивается психологический романтизм (В.А. Жуковский, И.И. Козлов, А.И. Подолинский, К.Н. Батюшков, ранний Е.А. Баратынский);  в 20-е годы – гражданский романтизм, или романтизм декабристского толка (К.Ф. Рылеев, В.К. Кюхельбекер, А.А.Бестужев-Марлинский, В.Ф. Раевский); в эти же годы зарождается, достигает глубины и значительности третье течение романтизма – философский романтизм,  возникший как результат  осмысления   уроков поражения восстания декабристов, размышления над вопросами бытия (подчеркнуто нами – Е.М.).
Поэзия А.С. Пушкина не укладывается в рамки ни одного из этих течений, поскольку пушкинский романтизм синтезировал в себе завоевания всех трех.
В самом конце первой четверти XIX века были созданы произведения, которые свидетельствовали о зарождении нового художественного метода – реализма. Современники не восприняли новаторского характера этих произведений. Это были комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов», первые главы романа «Евгений Онегин», басни И.А. Крылова (прежде всего в языковом отношении.  Крылов сыграл значительную роль в становлении языка реалистических произведений).
Все эти направления, течения развивались в русской литературе непросто – в  столкновениях, борьбе с классицизмом и сентиментализмом вульгарного толка. Эта борьба принимала различные формы, велась в появившихся в России журналах европейского типа («Вестник Европы» (редактор – Н.М. Карамзин), «Северный вестник», «Сын Отечества» и др.). Журнал стал важнейшим фактором общественной и литературной жизни. В то же время очень популярными оставались непериодические издания – альманахи -  например,  «Северные цветы», «Полярная звезда», «Невский зритель». Средоточием литературных сил, которые вели полемику между собой, были литературные общества, то есть объединения идейно-близких писателей, литераторов: общество «Беседа любителей русского слова»  - группировка сторонников классицизма во главе с адмиралом  писателем А.С. Шишковым (их называли «шишковистами»), общество сторонников романтизма «Арзамас» (в него входили А.С. Пушкин, П.А. Вяземский, В.А. Жуковский, К.Н. Батюшков и др.)  и другие литературные общества.
 В историю русской литературы и языка вошла полемика между шишковистами и  представителями «Арзамаса», полемика «о старом и новом слоге». Начало  ей положила работа А.С. Шишкова «Рассуждение о старом и новом слоге российского языка». Шишковисты нападали на язык произведений Н.М. Карамзина и писателей его школы, так как Карамзин осуществил языковую литературную реформу и сделал язык, по мнению Шишкова,  легковесным, насыщенным заимствованными словами, отказавшись от старославянского языка, языка предков. Шишков выступал против французской литературы, против внедрения в русский язык заимствований из французского (а, в сущности, против «французской заразы» и идей французской революции).
Во взглядах Шишкова было и рациональное зерно, которое подметили «младшие архаисты» – А.С. Грибоедов, В.К. Кюхельбекер,  П.А. Катенин. На стороне Карамзина выступили многие члены «Арзамаса», и полемика шла десять лет.
Полемика велась не только между классицистами и романтиками, трения возникали и между течениями внутри самого романтизма. В 1815 году возник спор о балладе. Речь шла о переводах баллады немецкого поэта-романтика Бюргера «Ленора», которую сначала перевел на русский язык В.А. Жуковский, назвав ее «Людмила», а позднее перевел П.А. Катенин, назвав «Ольга». В конечном счете, это тоже был спор о языке. Язык Жуковского показался «младшим архаистам» слишком приглаженным, А.С. Грибоедов выступил за более грубый язык  перевода Катенина, близкий к народному разговорному языку.
Активное участие в литературной жизни принимала и литературная критика,  появляющаяся в это время. Поскольку главным направлением в то время был романтизм, то и критика была по преимуществу романтическая. Она отстаивала поэтику и эстетику романтизма. Выдвинулось много талантливых критиков – поэт П.А. Вяземский (его статьи как предисловия к романтическим поэмам А.С. Пушкина),  А.А. Бестужев (Марлинский), которого В.Г. Белинский считал основателем русской критики, В.К. Кюхельбекер, К.Ф. Рылеев, О.М. Сомов.  Появился первый  трактат, посвященный романтической эстетике – «О романтической поэзии», написанный  О. Сомовым в 1823 году .
Романтическая критика сделала очень много для пропаганды романтизма, его эстетики, принципов национальности, народности литературы, но она не смогла адекватно оценить первые реалистические опыты А.С. Пушкина, прохладно отнеслась к «Евгению Онегину», но при всем этом, её  вклад в развитие русской литературы, безусловно, велик.

Примечания

1. Пушкин А.С.  К Чаадаеву («Любви, надежды, тихой славы») // Пушкин А.С. Сочинения в трёх томах. – М, 1985. – Т. 1. –  С. 194.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...