воскресенье, 31 марта 2019 г.

СУРЕН ЦОРМУДЯН «ВТОРОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ»


СУРЕН ЦОРМУДЯН «ВТОРОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ»

КНИГА 1. КОГДА ЗАВИДУЮТ МЁРТВЫМ».
КНИГА 2. АД УЖЕ ЗДЕСЬ»
После Третьей мировой войны остатки людей гибнут от болезней и радиации, клыков животных-мутантов и рук сородичей-людей. По проклятой всеми богами планете движется луноход. Из-под Калуги, через разрушенную Москву, и дальше — за Уральский хребет, через Сибирь на Аляску. Туда, где до сих пор действует последняя игрушка погибшей цивилизации — центр климатического оружия. Если его не уничтожить — у человечества второго шанса не будет.
Апокалипсис в романе Сурена Цормудяна не оригинален. Третья мировая война, обмен ядерными ударами между Россией и США, общеизвестные результаты: изменение климата и вымирание человечества. Вроде о чём тут ещё писать? Но скажите, а вот вы можете вспомнить, когда за последнее время постапокалиптический роман не просто развлекал, был не только остросюжетным боевиком на фоне гибели мира, а всерьёз заставлял задуматься о том, что же мы творим прямо сейчас?
«Второго шанса не будет» — не приключенческий роман, хотя в нём есть длинное-длинное путешествие, во время которого герои посетят множество непривычных и странных мест. Не боевик, хотя перестрелок, сражений и прочих «жанровых» элементов полно. Не ужастик, хотя местами пробирает до глубины души. «Второго шанса не будет» — роман-предупреждение, текст, главная задача которого не столько развлечь читателя, сколько заставить его прочувствовать последствия того, что делает человечество. Именно прочувствовать, мысль придёт позднее. Этой цели служит и примитивный квестовый сюжет типа «ради спасения мира из точки А идёт команда в точку Б». И ради этой цели в текст, в уста героев вложены рассуждения автора на самые разные темы — от ценности человеческой жизни до фашизма, от социальной справедливости до экологии.
Несмотря на то, что к цели отправлялась целая команда, главный герой один. Николай, молодой человек, выросший уже после ядерной войны, выбран на эту роль не случайно. Он не помнит, что было прежде, а потому воспринимает окружающее не так, как представители старшего поколения. Поначалу он полон иллюзий, полон веры в людей, веры в лучшее, но за время путешествия его взгляд на мир изменится. Цормудяну отлично удалась демонстрация перемен психологии Николая. Причём нельзя сказать, в лучшую или худшую сторону, — в книге вообще нет подобных оценок. Автор не оправдывает жестокость, не стремится выдать чёрное за белое или наоборот. Вместо этого он сталкивает Николая лицом к лицу с разными людьми, нормальными и не очень. Но чаще всего герой схлёстывается с Людоедом, вторым ключевым персонажем. Людоед не просто пережил ядерную войну, он в ней участвовал. Бывший военный, он чётко осознаёт каждый свой поступок, каждый свой шаг, в то время как Николай не понимает ни себя, не других. Там, где Николай колеблется, Людоед без зазрения совести убивает. Но Цормудян на этих двоих не остановился и для большего контраста вводит ещё одного военного — бывшего пилота Варяга. Суровый, но старающийся жить по законам чести российского офицера Варяг и брутальный Людоед представляют собой две стороны одной медали. Оба исподволь учат Николая, учат своим примером, своими поступками. И финальный выбор, который делает герой, — это результат долгого пути рядом с ними обоими.
Каждая остановка команды — отдельный эпизод с собственным моральным уроком. Надеждинск и его выживание в условиях ядерной зимы. Москва, с её морлоками в метро, пси-волками, разрушающими человеческую психику, и бессмысленными войнами между группировками. Мирный посёлок людоедов. Военная лаборатория, где ради создания нового оружия проводили эксперименты над живыми существами. Сибирь с витком столкновения неофашизма с неосталинизмом, только под другими именами. Извечные и совершенно бессмысленные страхи русских и американцев на Аляске, которые Цормудян донельзя гипертрофирует. И многое, многое другое.
Общими же темами через весь роман проходят ответственность человечества перед всей планетой и взаимопонимание между разными культурами. Мистическая линия видений Николая, когда сама Земля персонифицируется, а уничтожение климатической установки выходит на уровень мирового противостояния чуть ли не вселенских Добра и Зла, заставляет воспринимать роман чуть ли не как притчу. И здесь уже не важно, галлюцинации у Николая или у него включились скрытые способности. Автор ставит вопрос ребром: а достойно ли человечество вообще жить на Земле? Может быть, война и последующее вырождение — это именно то, что люди заслужили, разрушая природу, тратя время на свары и накопление арсеналов?
Описанная Суреном Цормудяном картина страшна. Страшна своей честностью. Страшна тем, что всё, показанное в романе, легко может произойти уже сегодня или завтра. Пофигизм, равнодушие, зацикленность на себе — всё это вокруг нас, здесь и сейчас. Продажность чиновников и военных, конфликты на почве религий и национальностей мы видим в газетах каждый день. А Цормудян «всего лишь» экстраполирует текущую ситуацию в достаточно ближайшее будущее. А самое страшное — никто не осознаёт, что второго шанса на самом деле не будет.
Что  привлекло в этих произведениях? Во-первых конечно-же реалистичность. Со вкусом и смакованием, детально переданная суровая реальность ядерной зимы, окутавшей планету. Подробное описание быта и жизни людей, пытающихся выжить в этом суровом мире, их проблемы, дилеммы, выбор, не простой и жестокий выбор меньшего из зол. Книги с сильным философским уклоном. Автор постоянно препарирует моральные ценности людей, как прошлые, так и нынешние, возникшие в новых реалиях. Очень часто те или иные герои пытаются понять, что-же привело мир к той катастрофе, что погубила мир два десятилетия назад. Все это происходит на фоне главных событий книг, будь то миссия по спасению похищенной тварелюбами беременной жены, или экспедиция на Аляску, к установке способной порвать планету на части.
Не малую роль сыграла и проработка пост-ядерного мира, с его ядреными морозами и очагами пост-цивилизованной жизни, разбросанных по городам и весям. Тут нет библиотекарей, черных людей или других несуразных мутантов как у Глуховского. Зато есть мародеры, каннибалы, сталкеры, фашисты, различные сектанты и опустившиеся до совершенно дикого уровня люди, в роде морлоков из зловещей подземки Москвы, пожирающие людей живьем. В мире ВШНБ, есть снежные волки-люпусы, крысы и снежные черви, и другие разумно и логически объясненные мутанты, и эта немаловажная деталь, которая мне понравилась в книгах Цормудяна. Но самый главный мутант в книгах это человек, освобожденный от всех сдерживающих факторов, вроде законов и конституций, моральных устоев и принципов.
Главные герои всех книг прописаны подробно и ярко, автору удалось сделать их живыми, с нелегкими судьбами и участями. Гибель героев не проходит незаметно, вызывая чувство утраты и сожаления, будь то глава общины людоедов, на руках которого умирает его сын, бывший десантник не сумевший принять путь отца, или пожилой космонавт, убитый собственной дочерью. Даже второстепенные герои запоминаются, возникая в голове в виде живых и хорошо ощущаемых образов. Цормудян не скупится на детальное описание внешности, характеров, принципов героев, создавая действительно живые образы.
Сюжеты всех книг очень интересны и изобилуют массой интересных и ярких деталей, порой делая отсылки к произведениям других авторов или фантастических миров, посвященных пост-апокалипсису. По крайней мере, встречаются  отсылки как к "Метро 2033", так и к "Сталкеру".

Сурен Цормудян, сумел добиться того что не могут порой добиться другие авторы, он сумел создать удивительно живой и интересный мир, который не смотря на время действия и события, выглядит очень реалистично и правдоподобно. Этот мир жесток, циничен, холоден и мрачен, он давит на психику своей непрекращающейся серостью, унылостью и мерзлотой. Он заставляет поверить в еще не умершее благородство человека и тут-же бросает лицом в холодный снег, показывая истинное лицо существа, которое мы видим каждый день, в отражение зеркала. Это невероятно удачный эксперимент по прогнозу вероятного будущего, которое ждет человека, если когда-нибудь он осмелиться нажать на пресловутую красную кнопку...
Цормудян вырисовал очень качественную картину того, КАК это может произойти. Роман действительно хорош...
Главные герои — интересный выбор. Николай Васнецов. Одной фразой его описал один из героев книги «Слушай, ходаячая неприятность, не смотри ни на кого. Не делай ничего! Не говори ничего! Вообще рот не открывай!». Да-а-а, характеристика парню выдана удачная. И это подкупает. Уже надоели эти нордические герои, которые косят 100500 противников в минуту топором. Вообще, Николай — маниакальный идеалист. Каждая новая группировка бьет молотом по мрамору его восприятия. А трещины-то проявляются...К тому же... Мне кажется, что есть что-то общее у меня и Николая. По крайней мере по части «благих» намерений и их итога.
Далее   Слава... Это вообще тяжелый случай. Человек явно застрял где-то в детстве. Однако же он придаёт особый привкус повествованию. Ещё один человек — это Варяг. Эдакий русский мужик, который за правду порвет всех и вся. Но и друзей не даст в обиду. Не менее важный персонаж — это Илья Крест. Вот уж точно — загадка... Многое из его поведения вызывает вопросы, а кое-что как раз-таки и можно понять. Вот в его действиях и сквозят многие подвохи.
Плюсы:
+ интересные герои. Они впадают в истерики, совершают порой неадекватные поступки, но чёрт возьми, что-то в них цепляет!
+ интересный мир. Читал Тармашева, читал Глуховского... А вот Цормудян придумал кое-что своё. На фоне творчества Дмитрия Сурен мне нравится больше. Плюс ко всему место действия происходит вне Москвы, что радует. Ну, правда — почти везде есть столица. А тут иначе
+ юмор. 
+ песни. Их было не много, но они очень сильные. А такое о стихах и песнях я говорю редко
+ огромнейшие абзацы. Давненько я такого не встречал.... Что ж, ответ Цормудяна краткости и лаконичности
+ Сурен хорошо постарался с ротацией героев. Немного надоел Николай? Получайте — сталкеры ведут беседу об устройстве новой Москвы. И они набили оскомину? Пожалуйста — мы уже попадаем в метро. Приём не новый, но полезный
+ отдельный пунктом я бы вынес главы. Точнее их число и названия, которые облегчают процесс чтения
+ стиль и лоск. Заметно на каждой странице.
Автор великолепно изобразил последствия ядерной войны, жестко, сурово и логически правильно. Тут нет  пустующего метро (поезда видимо растащили как раз перед ядерными взрывами, чтобы освободить помещение), как у Глуховского, нет  тут и свирепых монстров-динозавров, которые за десяток лет оказались выращенными радиацией. Зато здесь есть человек... и его творения. Именно об этом на протяжении всей книги напоминает Цормудян. КЕВОЛЕЧ!
Тот, кто создал и уничтожил цивилизацию, тот кто страшнее мутировавших волков и клонированных червей, тот кто способен выжить после ядерной зачистки и даже после этого продолжать свои идеи нацизма, коммунизма, религиозной резни или просто чрезмерного насилия. Все это автор очень эргономично вписывает в текст в виде флешбеков, снов, диалогов или найденных записок. Получается очень аккуратный и в тоже время содержательный сюжет.
Также, особое внимание следует уделить персонажам. Они живые, со своими пороками и слабостями. Их много и они все важны. Хотя сюжет вертится вокруг кучки добровольцев из Надеждинска и Людоеда. Людоед выступает тут наверно самым важным персонажем и главной интригой книги, человек-повествование, который с каждой строчкой открывается с новой стороны. Именно его (ну и иногда Варяга) выражения представляют юмор в книге. Жесткий, иной раз черный, но очень цепляющий юмор.
Таким образом, у Цормудяна получился очень жесткий и по-настоящему стоящий роман-предупреждение, в котором взвешиваются многие основополагающие ценности и анализируется множество человеческих судеб.
И через всю книгу проходит одна мысль — человечество в ответе за свою планету, и спасения для неё не дождаться ни от кого, кроме как от самих себя. Многие скажут, банально, навязло в зубах... Но ведь так и есть, как бы скучно и трудно ни было это слышать и видеть. В описанной автором земной катастрофе неповинны никакие фантастические чудовища, они здесь следствие, а не причина, при всей своей злобе и враждебности к людям. Все настоящие причины видны и сейчас, и решать их нужно сейчас. Ведь второго шанса не будет.

интервью с автором:

ВТОРОГО ШАНСА НЕ БУДЕТ. В гостях писатель Сурен Цормудян. Лекс. LIVE 06.10.2017





Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...