суббота, 13 апреля 2019 г.

ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ» - для студентов 1 курса БИД ФК




 ИДЕЙНО-ХУДОЖЕСТВЕННОЕ СВОЕОБРАЗИЕ РОМАНА
Ф.М. ДОСТОЕВСКОГО «УНИЖЕННЫЕ И ОСКОРБЛЕННЫЕ»

1. История создания и художественные особенности романа Ф.М. Достоевского «Униженные и оскорбленные».
2. Проблематика романа.

Годы жизни Федора Михайловича Достоевского – 1821 – 1881. Судьба  Достоевского была нелегкой, подчас трагической, но он считал себя счастливым человеком, так как признавал главной вечной ценностью – Христа, воспринимал его как совершеннейшего человека, сына Божьего. На каторге, куда молодой писатель попал по приговору по делу «кружка Петрашевского» (декабрь 1849 года,  приговорен к смертной казни, которую в последний момент заменили 4 годами каторжных работ в Омском остроге) Достоевский понял недостаточность, утопичность  социалистических идей и всю сложность христианского вероучения и пришел к выводу, что именно в нем сливаются идее совершеннейшего человека и божественная идея  - в их единстве и совершенстве. К этому выводу Достоевского привели не логические размышления, а сама жизнь, прозрение истины было дано ему как благодать.  Достоевские принадлежали к обедневшему дворянскому роду, отец его писателя – Михаил Андреевич -  был военным врачом, мать – Мария Федоровна -  воспитывала детей. Несмотря на имеющиеся у детей литературные способности, отец определил  их в военное инженерное училище. Страшное впечатление произвела на будущего писателя таинственная смерть отца, которого нашли убитым у дороги. Такое же впечатление  произвела  на него гибель Пушкина, по которому он даже носил траур. Еще в училище Достоевский начал писать свое первое произведение – повесть  «Бедные люди» (в русле натуральной школы).
Годы каторги нашли отражение в книге Достоевского «Записки из Мертвого дома». Еще находясь на каторге, Достоевский понял, насколько далеки идеи социалистов-утопистов от реальной жизни, от народа. Он писал в письме к брату: «Они нас ненавидят», революция народу не нужна.
 Первый период творчества Достоевского – 40-е годы, и герои его – бедные люди, маленькие чиновники.  Во второй период творчества – после каторги – его герои - ЛИЧНОСТИ, не типы, а яркие личности, одержимые какой-либо идеей. Поступки героя, их характер, поведение мотивируются заложенной в них теорией, идеей. Все его главные герои  - ИДЕОЛОГИ, идея у них превращается  во всепоглощающую страсть, во всесильное чувство, определяющую их судьбу. Важнейшая задача – испытание идеи. Все произведения Достоевского представляют собой исследования: что это за идея…и испытывается она судьбой героя.
В связи с этим усиливается психологический анализ личности героев. Автора интересует: что господствует в человеке, идеал Мадонны или идеал Содомский (греха)? Усиливается психологизм художественного метода Достоевского. Стефан Цвейг назвал Достоевского «психологом из психологов».
 Достоевский обращается к изображению подсознательного, интуитивного в сознании человека, к изображению мономанов (одна идея, одна одержимость). Не случайно современники тут же назвали Раскольникова «ненормальным». Появляются новые формы психологического анализа, отсюда – огромное значение изображения снов, галлюцинаций, бредовых состояний человеческого сознания. 
Достоевский  отмечал, что  все писатели-современники (в том числе и  Лев Толстой) обращаются к изображению устоявшихся форм жизни, и называл их «копиистами», «типичниками». Сам писатель всегда обращается к изображению текущей, еще не устоявшейся действительности, к явлениям, происходящим  «на  пороге». В связи с тем, что писателю приходится обращаться к тому, чего еще нет, большое значение приобретают приемы романтизма: недосказанность, фрагментарность, таинственность. Все эти приемы будут характерны для литературы ХХ века. Г. Гессе, Цвейг, Т. Манн, Фолкнер, А. Камю  - все они считали себя учениками Достоевского.
Первый роман Достоевского 60-х годов – «Униженные и оскорбленные» (1). Появился он в журнале братьев Ф.М. и М.М.  Достоевских  - «Время» в 1861 году. В этом романе Достоевский еще не выражает прямо и открыто свои взгляды, потому что окончательная «переоценка ценностей» произошла к 1864 году. Роман этот имеет много общего с романом «Бедные люди». В «Униженных и оскорбленных» рассказчик – Иван Петрович - рассказывает о своей повести, в которой изображены два бедных несчастных существа, в которой   бедный чиновник и его судьба. По словам Ивана Петровича «Критик Б.» высоко оценил эту повесть (намек на повесть «Бедные люди» и ее высокую оценку, данную Белинским). Так жнее, как и в «Бедных людях», в центре повествования – рассказчик, лицо ярко индивидуализированное, он беден, болен чахоткой. Он любит героиню – Наташу Ихменеву, считается ее женихом и…носит от нее записки к ее возлюбленному, Алеше Валковскому. 
Повествование ведется от лица рассказчика, это излюбленная манера Достоевского (см. также романы Бесы«, «Братья Карамазовы», «Подросток»).
Если в «Бедных людях» - сделаны два акцента – социальный и нравственный, то в «униженных и оскорбленных» усиливается акцент на нравственное. Композиционный центр романа – это противостояние двух героев-идеологов, диалог-поединок между Иваном Петровичем, носителем идей добра, гуманизма, милосердия и князя Валковского, - выразителя идей хищничества, безграничного эгоизма, зла. Происходит столкновение двух идеологий: смирения, любви, христианского прощения и жестокого индивидуализма, хищничества. Наиболее четко это противостояние проявляется в диалоге-поединке в трактире «Хрустальный дворец». Иван Петрович прекрасно понимает натуру Валковского, знает, что тот только прикинулся овечкой, дав свое согласие на свадьбу сына Алеши с Наташей. Князь знает безвольный характер своего сына, поэтому и «соглашается», усыпляя возмущение Алеши и знакомя его с предполагаемой невестой - Катериной Федоровной. Иван Петрович прямо говорит, что все это – тщательно рассчитанная политика (и у Алеши действительно появляются детские желания -  «А вот бы познакомить Катю с Наташей»). Валковский выпил и сбросил маску, показав свое истинное лицо: «Любить ближнего? Можно любить лишь себя самого! Ха-ха-ха…вы – адвокат гуманности! Это в вас Шиллер бунтует! Мировоззрения, идеи – всё чепуха! Есть я, есть наслаждения. За наслаждения надо платить. Я люблю комфорт,  вино…» Иван Петрович говорит: «Он мне казался гадом, я хотел убить его». Но Иван Петрович – человек слабой воли, он не может убить, раздавить, не может уподобиться Валковскому. Он оказывается благородным, но побежденным  в этой схватке. Добро «с кулаками» не существует, а другого пути победы добра.  В этом трагизм добра и красоты в мире. Роман этот - это первый шаг Достоевского, показавшего слабость всех теорий добра. Валковский проповедует идеалы хищника, буржуа. Он настоящий «герой»  романа, а не Иван Петрович. Именно его злая воля определяет судьбу других героев романа.
 Добролюбов в статье «Забитые люди» с возмущением писал, что Достоевский в образе Валковского любовно обрисовал все гадости человеческие, что в результате этого получился поклеп на человека, и даже если бы такой человек встретился, то писатель должен был показать, каким образом сформировался этот характер. Добролюбов обвиняет Достоевского в отсутствии реализма, но Достоевский не был согласен с подобными обвинениями. Говоря о писателях-«типичниках», он отмечал: «Их реализм мелко плавает, это ползучий реализм.  Исключительное, преувеличенное – не означает неправды… Мой реализм – реализм в высшем смысле этого слова, фантастический реализм».
Добролюбов и другие критики назвали роман «книжным», надуманным (например, их аргумент: где вы найдете жениха, который бы носил записки своей невесты к ее возлюбленному). Но, следует отметить, что эта ситуация была взята из жизни самого писателя (первая жена Достоевского, умершая от чахотки, Марья Дмитриевна Исаева в период его жениховства увлеклась другим, но потом одумалась и вышла за Достоевского замуж). Добролюбов отмечал, что как это ни странно – буквально все читали роман  с упоением.
Достоевский во многом принял его критику, говорил, что в романе ощутимо книжное влияние (Диккенс, Э. Сю), но отмечал, что в романе есть 2-3 образа и с полсотни страниц, которыми он гордится.
В романе проявилась важнейшая особенность художественной манеры Достоевского – он изображает романтическое мышление героев. Особенность реализма Достоевского в том, что в нем очень сильны романтические тенденции (реализм изобразить страсть достоверно не может, так как нужно объяснить источник и причины страстей), а Достоевский от объяснений намеренно устраняется.
То, что в романе Валковский – причина всех несчастий – подчеркивает отчасти несоциальный характер всех этих несчастий. Валковский обвиняет своего бывшего управляющего, Ихменева, в растрате, присвоении доходов и в том, что он хочет выжать свою дочь Наташу замуж за его сына Алешу, затеяна долгая судебная тяжба, поскольку Ихменев приезжает за правдой в Петербург. Валковский оказывается причиной всех несчастий Нелли. В молодости он соблазнил дочь фабриканта Смита – мать Нелли – увез ее из дому, оформил брак за границей, обобрал их, а затем бросил ее с маленькой Нелли.
 Нелли - новый  образ в литературе, образ рано развившегося ребенка, хлебнувшего горя, с ранних лет оскорбленного неблагообразием  мира, отношениями между людьми. Мать Нелли была оставлена в нищете, она тяжело заболевает, едет в Петербург, чтобы Нелли пошла к законному отцу и попросила помощи, но Нелли горда, она готова умереть, пойти к Бубновой, но не просить помощи у Валковского. Бунт это или смирение? Нелли – бунтарка, человек непомерной гордости.  Любимый образ Достоевского в романе – образ Нелли, и обрисована Нелли с помощью поэтики романтизма. Для нее не характерна обычная среда, и появляется она в романе в исключительной, таинственной ситуации. У «Униженных и оскорбленных» - типичное романное начало,  изображен самый меркантильный, самый буржуазный из всех российских городов – Петербург, который, казалось бы, сам является одним из героев романа. В петербургской подворотне падает и умирает нищий старик. Свидетелем этого происшествия оказывается Иван Петрович, который заселяется в каморку погибшего и постепенно узнает го историю. Старик оказывается разорившимся фабрикантом Смитом. Вечером, в сумерках, в каморке появляется маленькая девочка – Нелли. Выясняется, что она – внучка Смита. Достоевский рисует романтически образ Нелли. Но делает это с позиций реализма.
Помимо исключительных образов Достоевский создает исключительные ситуации. Писатель считал, что важнейшим фактором человеческой жизни является СЛУЧАЙ, и этот фактор необходимо изучать, учитывать и изображать.
Важнейшей темой романа являются  взаимоотношения Нелли и Ивана Петровича, который приводит Нелли в семью Ихменевых. Сюжет и романное действие развиваются в романах Достоевского СЦЕНАМИ (событие, действие + сопутствующий диалог). Достоевский разрушает всесилие авторского слова, резко увеличивая роль действия, поступка, диалога. Поэтому некоторые исследователи называют романы Достоевского – романами-трагедиями. Очень часто сцены носят несколько сентиментальный характер (сцена с медальоном, например).
Сюжет романа построен в виде параллельных соответствий: Наташа – Алеша, князь – мать Нелли, история Нелли – история Наташи. Нелли возненавидела старика Ихменева сразу же после знакомства, так как в нем она увидела своего жестокого деда, не пожелавшего просить ее мать, как Ихменев не хочет простить Наташу. По просьбе Ивана Петровича Нелли рассказывает свою  историю Ихменевым, и эта история переворачивает душу старика Ихменева, он  выбегает из дому,  чтобы помириться с Наташей, и сталкивается с ней на пороге дома. Все эти события Нелли переживает очень тяжело, она смертельно больна и в финале романа умирает. Смирение ни к чему не привело. Нелли оказалась жертвой. В финале романа звучит мысль: пусть мы унижены, пусть мы оскорблены, но зато мы теперь все вместе…
Достоевский ищет пути выхода из подобных ситуаций, но ясно их не представляет, хотя уже знает, что насилие порождает только насилие.
Характерная особенность романа – незаметный переход от социального – к нравственному и философскому.  История семейства Ихменевых – социальная история. Достоевский рисует трущобы Петербурга, в которых обитают нищие, злобные сводни, в которых притоны и карточные дома, распивочные и кабаки (описания в духе натуральной школы).
Многие называют роман «Униженные и оскорбленные» - фельетонным романом. В нем появляется колоритная фигура «частного детектива» - Маслобоева, который расследует историю старика Смита и его дочери по заказу князя, но, будучи некогда приятелем Ивана Петровича, отчасти помогает и ему, а значит и Нелли. Образ Нелли – образ девочки, доведенной до самого дна жизни. Ей еще нет и 15 лет, а старуха-сводня готова продавать ее.
В более поздних романах Достоевского мы увидим еще более яркое  преобладание нравственного и философского над социальным. Все несчастия героев  - только в конечном итоге объясняются социальными причинами. Главная причина их страданий – не бедность, а унижение, оскорбление их  человеческого достоинства. Именно этим объясняется название романа. Старик Ихменев полон бунта, протеста. Он не может смириться с тем, что его дочь стала любовницей сына его оскорбителя, поэтому Ихменев и проклял Наташу. Сцена проклятия является наиболее яркой в романе. Старик очень любит дочь. Она ушла из дому, а он тайком ходит к её дому, стоит под ее окнами, ждет, когда она одумается, повинится перед ним, вернется в отчий дом. Но, застигнутый в момент своей слабости, отеческой любви – из гордости и упрямства  - проклинает ее, запрещает произносить её имя.
Главнейшей особенностью романов Достоевского является своеобразная разработка темы любви.  Если у Тургенева, Гончарова, Толстого любовь – это соединение душ, гармоничный   союз, то для Достоевского  любовь – это поединок роковой. Следует также отметить, что роман этот был написан тогда, когда тема женской эмансипации, женский вопрос были подняты революционерами-демократами и волной революционного движения. Мечтательному отвлеченному  гуманизму 40-х годов, проповедовавшему естественную безгрешность человека, Достоевский  - отныне и до конца своих дней - противопоставляет религиозную истину о первородном грехе, о греховной природе человека, о добре и зле в душе каждого человека. От Валковского тянутся прямые нити к Свидригайлову и Раскольникову, к Кирилову и Ставрогину в «Бесах», к Федору Павловичу, Смердякову и Ивану Карамазовым в «Братьях Карамазовых».

Примечания

1. См.  о романе: Кирпотин В.Я.  «Униженные и оскорбленные» // Кирпотин В.Я. Избранные работы: В 3-х томах. – М, 1978. – Т. 2. – С. 191 – 261.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...