Наши дети летают. Во сне. Только до тех пор, пока не становятся взрослыми.
Сначала читают Дмитрия Емца и Джоанну Ролинг, потом, повзрослев, спрашивают в библиотеке Лукъяненко, Перумова, Панова, Головачева. Охотно читают зарубежных фантастов — Гаррисона, Нортона, Андерсона, Фармера, Фостера, Хайнлайна…Книги Александра Беляева (16.03.1884- 6.01.1942), первого советского писателя-фантаста, любимые книги моего детства, развивающие мышление и фантазию, большей частью стоят невостребованными. Но они есть в каждой библиотеке.
Герои романов «Голова профессора Доуэля» и «Человек-амфибии» даже не предполагали, какая трагичная судьба была у их автора. Прикованный к постели, писатель жил в изумительном мире, созданном его воображением. С себя, из своего мира расстоянием в руку написал он роман «Голова профессора Доуэля», сузив в ней мир героя еще больше. Силой своей фантазии он рисовал будущее, предвосхищая возможность дальнейших открытий и новых достижений. Сегодня из пятидесяти научных предвидений Беляева многие уже сбылись или принципиально осуществимы, и только три считаются ошибочными.
Писатель умер от голода в блокадном Ленинграде в январе 1942-го года. Перед смертью он сказал: «Не надо пышных похорон, заверните меня просто в газету». Предвидеть, что его жену и дочь ожидают три года немецких лагерей в Пруссии, а после долгожданной победы без всякой паузы — 11 лет ссылки далеко за Урал, он не мог…
Итак…
Мастер и его Маргарита
До войны слава Беляева была огромна. «Голова профессора Доуэля» выходила по частям в газете, и на переменах школьники сбегали в киоски — караулить очередной номер. После революции писатель жил в Ялте, именно там он познакомился со своей будущей женой Маргаритой Магнушевской, наполовину шведкой. Он лежал прикованный к кровати — у него всю жизнь был туберкулез позвоночника, а она работала в библиотеке и приносила ему книги.
Когда через 10 лет НКВД разрешит взять в сибирскую ссылку самое ценное, Маргарита завернет в узелок книги первого советского фантаста, своего мужа. И именно их она будет читать после Победы далеко за Уралом детям, улегшимся на верхних нарах в землянке на 100 человек, когда их вместе с дочерью сошлют в 11-ти летнюю ссылку, как жену и дочь Беляева.
Маргарита стала для своего мужа всем — сиделкой, женой, машинисткой. И матерью дочери, которой передалась наследственная болезнь отца. У Светланы с детства был туберкулез коленного сустава.
Тогда, в Ялте, когда болезнь на время отпустила, Беляев перепробовал много профессий: работал в детском доме, милиции, библиотеке. Печатался в научных журналах и газетах. И всю жизнь боялся того, что выплывет на свет тот факт, что он был сыном смоленского священника. Маргарита всегда была рядом: даже в милиции снимала отпечатки пальцев…
В Ялте их не любили и называли «гнилой интеллигенцией». Шепот победившего пролетариата всегда был слышен за спиной, а в милиции местный прожженный большевик открыто заявлял о том, что он «таких, как вы, в 18-м году к стенке ставил».
Беляевы переехали в Москву. Жили в коммуналке, в две другие комнаты поселились работники НКВД. Они приставали к жене Беляева, зажимали на кухне, а сам он, сын священника, боялся дать отпор. Пришлось снова уехать.
Спустя годы, в 43-м, в немецком лагере для перемещенных лиц, мать и дочь Беляевых снова презрительно называли «интеллигенцией», когда они с высоко поднятой головой говорили «спасибо» — за баланду из жмыха.
…Как будто и не было всей той довоенной славы.
А если бы осталась одна голова?
Когда Беляев узнал, что его болезнь перешла к дочери, он плакал. Хотя свою собственную он переносил очень мужественно. Его дочь, Светлана Беляева, вспоминает: «Во время обострений его загипсовывали по самые уши. Это было похоже на инквизицию: он лежал на растяжках, где роль грузов выполняли привязанные к ногам кирпичи»…
Большую часть жизни писатель проводил лежа, в специальной гипсовой «кроватке», в которой боль чувствовалась не так остро. Клал на грудь фанерку — и писал. А когда наступали улучшения, выходил на улицу, затянутый в кожаный корсет.
«Мой мир ограничен расстоянием вытянутой руки», — говорил он. И, видя на несколько веков вперед, отправлял своих героев в неизведанные глубины моря («Человек-амфибия») и к далеким звездам («Звезда КЭЦ»).
С себя, из своего мира расстоянием в руку написал он роман «Голова профессора Доуэля», сузив в ней мир героя еще больше. Идея романа пришла Беляеву в голову, когда он в своем беспомощном состоянии задумался, что не будь у него рук, он не мог бы даже мухи согнать со своего лица. И роман его начинается именно с того эпизода, когда черный жук сел на лоб профессора Доуэля.
Светлана Беляева, дочь фантаста, скончалась 8 июня 2017 году на 88-м году жизни. Она жила в спальной окраине Петербурга. Писала книги в жанре фэнтази. В 2009 году вышла ее «Воспоминания об отце». Кроме того, в разные годы были опубликованы ее рассказы: «Дьявол и женщина», «Письмо с того света», «Кониц. Воспоминания о первом лагере», «Мужские страдания», «Дом над рекой», а также поэтический сборник «Отражения» и другие.
Жила Светлана Александровна очень скромно, пенсия была маленькой. Перебивалась водой и хлебом. В 1991 году 50-летний срок ее прав на авторские отчисления за книги отца истек, гонорар она смогла получить всего пару раз..
Не надо пышных похорон…
Отец умер, когда ей было 12 лет, но она его хорошо помнит. Его портрет в рамке висит у нее на стене. «Посвящаю дочери Светлане» — стоит курсивом короткая строка под названием последней книжки фантаста Александра Беляева. «Ариэль» — это роман о человеке, который наяву умел летать так, как летают только во сне. Вышла книга в 1941 году, в январе 42-го писателя уже не стало.
В зимнем Пушкине, под Ленинградом, стояли немцы. В своем 12-тилетнем возрасте Беляев мальчишкой прыгал с крыши сарая, раскрыв старенький зонт — надеясь взлететь… Его дочь в 12 лет ковыляла с больным коленом с ребятами смотреть на руины — авиационная бомба упала на магазин игрушек.
Беляев впервые почувствовал себя инвалидом, когда началась война. Пойти сражаться на фронт или элементарно защитить жену и дочь он не мог, фантазия тут уже ничем не могла помочь.
Писатель-фантаст видел войну из окна. Видел, как во двор упала многотонная бомба, осыпав штукатуркой и чудом не разорвавшись. Видел, как прошла колонна, оставляющая Ленинград. Как на следующий день промаршировала в обратном направлении немецкая.
На фонарном столбе под окном повесили еврея с табличкой на груди, а во дворе устроилась немецкая кухня. За котелок супа и пригоршню очисток Маргарита попросилась туда чистить картошку. Начался голод. Старенькая бабушка, жена и болезненная дочка перебивались крохами — но жили. А писатель — фантаст умирал. Он лежал и молчал…
Если бы люди, и правда, могли летать… как Ариэль…
«Когда я умру, не надо пышных похорон, заверните меня просто в газету» — это завещание Александра Беляева. Когда он умер от голода 6 января 42-го, так почти и вышло. Гроб с телом выставили в холодную комнату на тот срок, пока Маргарита уговаривала гробовщика, искала подводу — почти месяц. Дочь Света в ту комнату не заходила. В один из дней ее отец оказался раздетым — мародеры сняли с фантаста костюм. Похоронить его родные так и не успели. Через месяц в телячьем вагоне их угнали в Пруссию. А иначе — расстрел на месте. Гробовщик обещал, что выроет могилу, но свалил тело в общую яму.
А у них впереди были 3 года немецких лагерей. И одуванчики на обед. А после долгожданной Победы еще 11 лет ссылки далеко за Урал.
Сбывшиеся предсказания
За значительный вклад в русскую фантастику и провидческие идеи Беляева называют русским «Жюлем Верном».
Роман «Человек-амфибия». Сегодня на самом деле создано «искусственное лёгкое» на принципе мембранно-плёночной диффузии, разработаны физиологические технологии долговременного пребывания человека под водой, созданы подводные обитаемые дома.
Романы «Голова профессора Доуэля» и «Человек, нашедший своё лицо». Достигнуты грандиозные успехи в области пересадки жизненно важных органов, клонирования, генной инженерии.
Роман «Властелин мира». Создание средств психотропного воздействия; психотропное оружие.
Роман «Звезда КЭЦ». Создание орбитальных космических станций, искусственных спутников Земли, выход людей в открытое космическое пространство.
Роман «Остров погибших кораблей». Успехи в области подводной археологии, обнаружение затонувшего «Титаника» и других исторических кораблей.
Роман «Продавец воздуха». Обострение экологических проблем воздушного бассейна планеты, Киотский протокол.
Роман «Подводные земледельцы». Развитие мари-культуры, подводные фермы по выращиванию моллюсков, водорослей, подводный транспорт в виде подводных лодок не боевого назначения.
Россинская Светлана, гл. библиотекарь библиотеки «Фолиант» МБУК «Библиотеки Тольятти».
Люблю стиль этого блога, все очень понятно и просто
ОтветитьУдалитьСпасибо за материал👍🏻👍🏻
ОтветитьУдалить