вторник, 5 апреля 2022 г.

ТВОРЧЕСТВО М.А. БУЛГАКОВА

 

Творчество М. Булгакова

Михаил Булгаков – один из самых известных писателей ХХ века. Его творчество соединяет в себе культурные, философские, нравственные традиции русской прозы и новаторские поиски новой эстетической реальности.         

Родился Булгаков в Киеве в семье преподавателя Духовной академии, где были сильны православные и культурные традиции.  Дом в Киеве, в котором жила дружная семья Булгаковых, навсегда остался для писателя символом мира, семейного тепла, интеллигентности.

Писать Булгаков начал рано (первое произведение – в семь лет), но поступил учиться на медицинский факультет Киевского университета, который окончил  досрочно в 1916 году в связи с началом Первой мировой войны.  Булгаков стал работать врачом в прифронтовых госпиталях, а в 1917 году уехал по назначению в село Никольское Смоленской губернии. По впечатлениям этих лет написан цикл рассказов «Записки юного врача».

Отношение Булгакова к революции было отрицательным. Он воспринял её как разрушение всего самого важного для него – родины, культуры, семьи. В 1918 году Булгаков вернулся в Киев и пережил там 10 из 14 переворотов (смен власти). Каждая власть призывала его работать врачом. Булгаков никогда не был добровольцем, он просто честно выполнял свой врачебный долг. Вместе с отступающей Белой армией он оказался в городе Владикавказе и вынужден был сотрудничать с новой  советской властью.  Именно в этом городе Булгаков сменил профессию врача на профессию литератора (конец 1919 – начало 1920 года).  Он начинает работать в газетах, пишет  статьи и заметки, пьесы для театра. Литературная работа всё больше   захватывает его. Об этом времени рассказывается в его произведении «Записки на манжетах».

В конце 1921 года Булгаков уезжает в Москву. Он поменял много работ, пока не стал постоянным сотрудником газеты «Гудок», для которой писал фельетоны. Постепенно Булгаков становится своим в столичном журнальном мире. Но главным делом своей жизни он считает роман  «Белая гвардия», который пишет в эти годы.

Роман «Белая гвардия» Булгаков закончил в 1925 г. Это произведение  о русской интеллигенции, её жизни после революции, во время Гражданской войны (1918-1922).  Время, которое описано в романе – всего лишь два месяца (с конца 1918 до начала 1919 года), когда в Киеве сменялись различные политические группировки. Булгаков рассказывает о том, как формировалась Белая армия, и что происходило с людьми в это сложное время. Писатель вложил в роман много пережитого лично. Биография одного из героев частично совпадает с биографией Булгакова.

 В своем романе Булгаков стремился сказать правду о том сложном времени, быть исторически и художественно объективным. Писатель защищал вечные ценности: дом, родину, семью.  Внутренним центром романа становится мечта о покое, мирной жизни для людей, а центральным образом произведения –   символ дома.

Новизна романа Булгакова состояла в том, что спустя пять лет после окончания Гражданской войны он осмелился показать офицеров Белой гвардии не только как врагов, но и как обычных людей – хороших и плохих, мучающихся и заблуждающихся, умных  и ограниченных. Лучшие из них чувствуют ответственность за всё происходящее в стране и постепенно утрачивают свои былые иллюзии. С явным сочувствием показаны Алексей и Николка Турбины, Малышев и Най-Турс. Писатель больше всего ценит в них мужественную прямоту, верность чести (честь – лейтмотив романа). Герои показаны в их «несчастьях и поражениях» (Г. Адамович), а события революционного времени отражены в индивидуальной судьбе каждого.

После того, как роман был закончен, Московский художественный театр (МХАТ) заказал Булгакову пьесу на основе его произведения. Сначала пьеса называлась «Белая гвардия», так же как и роман, но из-за возражений критики пришлось поменять название на «Дни Турбиных». В октябре 1926 г. состоялась премьера спектакля. Она имела большой успех, но многие восприняли пьесу отрицательно, потому что главные роли в ней были отведены классовому врагу. Смущало то, что белогвардейцы даны с авторской симпатией, хотя все герои отходят от белого движения и разочаровываются в своих былых убеждениях. В пьесе Булгаков утверждает идею необходимости служения интеллигенции новому строю. Он вынужден был изменить свою позицию для того, чтобы пьеса была поставлена в театре. По сравнению с романом, пьеса многое потеряла, но сохранила главное – осталась драмой о судьбах русской интеллигенции и России вообще.

В 1924-1925 годах Булгаков пишет три сатирические повести: «Дьяволиада», «Роковые яйца», «Собачье сердце». Он соединяет в них реальное и фантастическое, трагическое и комическое, выступая как продолжатель традиций Н. Гоголя и М. Салтыкова-Щедрина. Писатель обращается к отрицательным сторонам общественной жизни 1920-х годов, к мистике социального бытия. Произведения содержат черты памфлета и притчи. Булгаков заявил о себе как писатель-сатирик, но сатира в Советской России была опасным жанром. Критика очень недоброжелательно отнеслась к сатирической прозе Булгакова. «Дьяволиада» вскоре после издания была конфискована, а «Собачье сердце» вообще не было напечатано при жизни писателя.

В повести «Собачье сердце» (1925) Булгаков ставит проблему столкновения культуры и бескультурья, раскрывает тему ответственности науки (и шире – теории) перед жизнью.

В «Собачьем сердце» Булгаков оказался первым, кто в послереволюционные годы выступил против идеализации народной массы.  Сюжет повести основан на фантастической ситуации: профессор Преображенский проводит эксперимент по созданию нового человека. Он делает операцию по пересадке мозга человека собаке. Появляется новое существо, которое называют Шариков (кличка собаки была Шарик). «Новый человек» не хочет работать, он  груб и невежествен, пишет доносы на своего создателя и даже угрожает его убить. Таким образом, порождение эксперимента – Шариков грозит существованию самого профессора, и тот вынужден превратить Шарикова опять в собаку. Этот случай можно рассматривать как пример непредсказуемых последствий научных экспериментов, а ведь революция и была в определенном смысле экспериментом.  

Проблема, стоящая в центре повести, художественное мастерство писателя сделали «Собачье сердце» значительным явление в русской культуре. Повесть Булгакова – своего рода предупреждение, но, к сожалению, она была неизвестна читателям до 1987 года, когда её впервые опубликовали в России.

Во второй половине 1920-х годов Булгаков пишет ряд пьес: «Зойкина квартира» (1926), «Багровый остров» (1928), «Бег» (1928). Все они стали запрещёнными произведениями, а в адрес писателя, несмотря на его растущую популярность, раздавалось всё больше упрёков. Булгаков обращается с письмом к Сталину, прося дать возможность работать. Запрет с произведений писателя после этого не сняли, но он получил работу режиссёра-ассистента во МХАТе.

 

***

Самым значительным произведением Булгакова является роман «Мастер и Маргарита» (1928-1940).    Это произведение отражает богатый  опыт художника, широту его культурных интересов. Кроме философских, этических и эстетических проблем, роман включает множество мотивов и образов мирового искусства и литературы, ссылки на различные культурные традиции.

Булгаков продолжал работать над романом до самой смерти. Сам писатель определил своё произведение как фантастический роман. Исследователи творчества писателя  рассматривают «Мастера и Маргариту» как произведение уникальное с жанровой точки зрения.  Жанр романа не традиционный. Это произведение одновременно и сатирическое, и фантастическое, и социальное, и философское. Исследователи называют такой жанр  метажанром.

Особенности композиции романа Булгакова в том, что это роман в романе и роман о романе (читатель читает роман Булгакова «Мастер и Маргарита», в текст которого включен «Роман о Пилате», написанный Мастером).  Главный композиционный принцип всего произведения – стык временного и вечного, московской жизни 1930-х годов и евангельской истории Иисуса Христа.

Художественная структура романа состоит из трех пластов (уровней):

1. Мифологический: история Иешуа Га-Ноцри (имя Иисуса Христа по древнееврейски) и Понтия Пилата (прокуратор Древней Иудеи).

2. Фантастический, сатирический: похождения Воланда (дьявол, сатана) и его свиты.

3. Реалистический: судьба Мастера и его отношения с Маргаритой.

Все эти пласты тесно взаимосвязаны, направлены на решение главной проблемы романа: смысл жизни, соотношение добра и зла в мире.

Роман начинается с разговора председателя МАССОЛИТа (Мастерская социалистической литературы)  Берлиоза с поэтом Иваном Бездомным, написавшим антирелигиозную поэму. Сюжет романа фантастичен: в советскую атеистическую Москву вдруг является сам дьявол – Воланд со своей свитой (Азазелло – демон-убийца, Бегемот – кот-оборотень, Гелла – женщина-вампир, Коровьев-Фагот – чёрт) и  устраивает в ней невиданный разгром  и неразбериху. Воланд олицетворяет бесконечное время, которое всех судит по заслугам. В результате возмездие настигает лишь того, кто действительно виноват: литературных проходимцев, административных жуликов (директор театра «Варьете» Степан Лиходеев, редактор журнала и председатель МАССОЛИТа  Михаил Берлиоз, критик Латунский и т.д.). Благодаря вмешательству Воланда торжествует справедливость: сожжённая рукопись Мастера восстанавливается, сам писатель и его любимая Маргарита оказываются спасенными из страшных реалий эпохи.

Совсем по-другому построен «Роман о Пилате». Он занимает около 1/6 текста, но роль его в структуре произведения огромна – это содержательный центр созданного Булгаковым мира.  Четыре главы романа, который написал Мастер, расположены  в тексте «Мастера и Маргариты» и введены в основной роман разными способами. Легенда проникает в состав романной композиции, становится частью повествования о Мастере и Маргарите.

Главы вставного повествования хронологически последовательны, стилистически совершенно однородны, все они составляют повествование об одном дне римского прокуратора Иудеи и его встрече с проповедником добра и справедливости Иешуа Га-Ноцри, то есть о важнейшем событии христианской истории. Обращение Булгакова к хорошо известным в мировой литературе образам Священного писания раздвигает масштабы его произведения в вечность, придает особую весомость изложенному в нём нравственному кредо писателя.

Хотя роман Мастера называется «Роман о Пилате», его центральный персонаж – Иешуа Га-Ноцри (Иисус Христос, сын Божий). Иешуа принимает мучительную смерть (его распяли на кресте) ради верности истине и подаёт великий пример всем людям, в том числе и Мастеру, и самому Булгакову. Последние слова Иешуа на кресте о том, что самый главный среди человеческих пороков    трусость. Пилат понимает, что это сказано о нём. Он совершил большой грех из-за страха погубить свою карьеру, и погубил свою жизнь и душу.

Самым реальным миром в романе является библейская Иудея. Нелепым сном кажется Москва 1930-х годов и всё, что происходит вокруг Мастера. Московская действительность почти столь же фантастична, как и мир дьявола и его свиты. Такой мир, по Булгакову, не достоин права на существование. Вот почему Мастер и его любимая Маргарита никак не вписываются в этот мир, выпадают из него. Мастер оказывается в психиатрической лечебнице, а Маргарита идёт на сделку с Воландом, чтобы спасти своего любимого.

Есть в романе еще один важный персонаж – поэт Иван Бездомный. Что может быть печальнее для поэта, чем псевдоним Бездомный?  Поэт без дома, без корней, без родины. В начале романа он не только «бездомный», но и «бездумный». Он – послушный ученик Берлиоза, поэт, который написал поэму о том, что Иисуса Христа не было, в связи с тем, что ему поступил за-каз на такое произведение. Но на протяжении романа этот герой, пережив ряд потрясений, осознаёт убогость своих стихов и своего взгляда на мир. Он мечтает продолжить труд Мастера, который называет его своим учеником. Из ученика Берлиоза он становится учеником Мастера и духовно обновляется.

Булгаков дорожит заповедями христианства, усвоенными европейской гуманистической культурой. Более того, он не видит в сфере нравственности ничего, что можно было бы противопоставить безусловной вере в добро. В разгар богоборчества, преследования священников и разрушения храмов в советской стране (1930-е годы) Булгаков пытается предложить свою художественно-научную версию жизни Христа, своё «пятое Евангелие», адресованное отвернувшемуся от церковности атеистическому миру. Это напоминание о великом примере смерти за свой идеал и надежда на торжество в мире добра.

Почему Мастер заслужил покой, но лишен света? Это одна из загадок романа. Как всякое великое творение искусства, «Мастер и Маргарита» содержит много пластов и понимается на разных уровнях. То, что изображено в романе, – это вопросы художника к себе и к жизни, попытка понять нечто новое для себя, разобраться в целях и смысле бытия.

Роман «Мастер и Маргарита» – шедевр русской прозы ХХ века. Несмотря на множество серьёзных исследований, роман этот до конца не объяснен, и каждое новое поколение будет открывать в нём нечто новое.

Более подробно о романе см. в блоге: https://fiona911.blogspot.com/2019/03/blog-post_15.html


https://fiona911.blogspot.com/2020/03/blog-post.html




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...