понедельник, 13 февраля 2023 г.

Английский романтизм. Творчество Байрона. Материалы для студентов 1 к. ФВ

 Эстетической предпосылкой английского романтизма было разочарование в классицизме и просветительском реализме как художественных системах, в основе которых лежала просветительская философия. Они недостаточно полно раскрывали внутренний мир человека, законы человеческой истории, которые были осмыслены по-новому в свете Великой французской революции. 

Основы романтизма в Англии заложены Уильямом Блейком (1757— 1827), но признание романтизм получил позже. 

Первый этап английского романтизма. «Озерная школа». Первый этап английского романтизма (1793 — 1812 гг.) связан с деятельностью «Озерной школы». В нее входили Уильям Вордсворт (1770—1850), Сэмюэл Тейлор Колридж (1772—1834), Роберт Саути (1774—1843). Они жили в краю озер, поэтому их стали называть лейкистами (от англ. lake — озеро).  

 Все три поэта в молодости поддерживали Великую французскую революцию. Но уже в 1794 г. они отходят от этих позиций. В 1796 г. впервые встречаются Вордсворт и Колридж. Их объединяет разочарование в революции, страшит буржуазный мир. Поэты создают сборник «Лирические баллады» (1798). Успех этого сборника положил начало английскому романтизму как литературному направлению. Предисловие Вордсворта ко второму изданию «Лирических баллад» (1800) стало манифестом английского романтизма. Вордсворт так формулирует задачи авторов: «Итак, главная задача этих Стихотворений состояла в том, чтобы отобрать случаи и ситуации из повседневной жизни и пересказать или описать их, постоянно пользуясь, насколько это возможно, обыденным языком, и в то же время расцветить их красками воображения, благодаря чему обычные вещи предстали бы в непривычном виде; наконец — и это главное — сделать эти случаи и ситуации интересными, выявив в них с правдивостью, но не нарочито, основополагающие законы нашей природы...» 

Вордсворт вносит большой вклад в английскую поэзию тем, что он порывает с условностью поэтического языка XVIII в. Переворот, совершенный Вордсвортом и Колриджем, А.С. Пушкин охарактеризовал так: «В зрелой словесности приходит время, когда умы, наскуча однообразными произведениями искусства, ограниченным кругом языка условленного, избранного, обращаются к свежим вымыслам народным и к странному просторечию, сначала презренному... так ныне Вордсворт и Колридж увлекли за собой мнение многих» («О поэтическом слоге», 1828). Вордсворт стремится проникнуть в психологию крестьянина. Особую естественность чувств сохраняют крестьянские дети, считает поэт. В его балладе «Нас семеро» рассказывается о восьмилетней девочке. Она наивно уверена в том, что в их семье семеро детей, не сознавая, что двое из них умерли. Поэт же (в отличие от рассказчика) видит в ее ответах мистическую глубину. Девочка интуитивно догадывается о бессмертии души. Но город, цивилизация лишают детей естественных привязанностей. В балладе «Бедная Сусанна» пение дрозда напомнило юной Сусанне «родимый край — на склоне гор цветущий рай». Но «виденье скоро пропадает». Что ждет девочку в городе? — «Сума с клюкой, да медный крест, // Да нищенство, да голодовки, // Да злобный окрик: «Прочь, воровка...» Несколько иной путь в «Лирических балладах» избирает Колридж. Если Вордсворт писал о необычности обыденного, то Колридж — об исключительных романтических событиях. 

Наиболее известным произведением Колриджа стала баллада «Сказание старого морехода».  Старый моряк останавливает юношу, спешащего на пир, и рассказывает ему свою необыкновенную историю. Во время одного из путешествий моряк убил альбатроса — птицу, приносящую кораблям удачу. И на его корабль пришла беда: кончилась вода, умерли все матросы, и моряк остался один среди трупов. Тогда он понял, что причиной несчастья было его злое дело, и вознес к небу покаянную молитву. Сразу подул ветер, корабль пристал к земле. Не только жизнь, но и душа моряка была спасена. Герой Колриджа, вначале лишенный духовного начала, в своем страдании прозревает. Он узнает о существовании иного, высшего мира. Пробужденная совесть открывает ему нравственные ценности. Этот романтический идеал окрашен мистикой. Несколько в стороне от Вордсворта и Колриджа стоит Роберт Саути. Первоначально он был захвачен идеями Великой французской революции, что отразилось в его трагедии «Уот Тайлер» (1794, опубл. 1817) о вожде средневекового восстания в Англии. Но поже он отошел от революционности, стал апологетом правительственной националистической доктрины (книга «Жизнь Нельсона», 1813), за что был обласкан властями. В 1813 г. Саути получил титул «поэта-лауреата». Свободолюбивый Байрон не раз осмеивал эту политическую лояльность и литературный консерватизм Саути. Стрелы байроновской сатиры достигли цели, и слава Саути померкла в глазах потомков. Но при жизни поэта громкой известностью пользовались его поэмы: «Талаба-разрушитель» (1801), основанная на арабских легендах (пример романтического ориентализма в английской поэзии), «Мэдок» (1805) об открытии Америки одним из валлийских князей XII в., «Проклятие Кехамы» (1810), сюжет которой взят из индийской мифологии, «Родерик, последний из готов» (1818) об арабском завоевании Испании в VIII в. 

Особенно популярными были баллады Саути, среди которых выделяется баллада «Суд божий над епископом» (1799) великолепно переведенная на русский язык В. А. Жуковским. Епископ, обрекший на сожжение голодных людей своего края, чтобы избавиться от лишних ртов, сам был съеден мышами — таково божье наказание негодяя. В балладе ощущается сочувствие к обездоленному народу, ненависть к богачам, презрение к церковникам. Замечательно выстроено нарастание ритма баллады, передающего приближение мышей, от которых нет спасения. 

Таким образом, для поэтов «Озерной школы» характерны смелые эстетические искания, интерес к родной истории, стилизация форм народного творчества и вместе с тем консервативность политических и философских взглядов. Представители «Озерной школы» реформировали английскую поэзию, подготовили приход в литературу романтиков следующего поколения — Байрона, Шелли, Китса. 

 Второй этап английского романтизма. 

Этот этап охватывает 1812— 1832 гг. (отвыходав свет 1 и 11 песен «Паломничества Чайльд Гарольда» Байрона до смерти Вальтера Скотта). Основные достижения периода связаны с именами Байрона, Шелли, Скотта, Китса. В поэме Байрона «Паломничество Чайльд Гарольда» прозвучала мысль о свободе для всех народов, утверждается не только право, но и обязанность каждого народа бороться за независимость и свободу от тирании. Впервые был создан романтический тип характера, получивший название «байронический герой». Второе замечательное достижение периода — возникновение жанра исторического романа, создателем которого был Вальтер Скотт. 

К началу второго периода окончательно оформился кружок лондонских романтиков. Кружок выступал в защиту прав личности, за прогрессивные реформы. Наибольшее значение среди произведений лондонских романтиков имеют поэмы и стихи Джона Китса (1795— 1821). Он развивал традиции великого шотландского поэта XVIII в. Роберта Бернса. Ките передает в своих стихах чувство светлой радости от соприкосновения с природой, он утверждает: «Поэзия земли не знает смерти» (сонет «Кузнечик и сверчок», 1816). В его поэмах («Эндимион», 1818, «Гиперион», 1820) сказалось свойственное романтикам увлечение древнегреческой мифологией и историей (в противоположность классицистическому увлечению античным Римом). Консервативные критики резко осудили новаторскую поэзию Китса. Больному и непризнанному поэту пришлось уехать в Италию. Ките умер совсем молодым. А в следующем году погиб Шелли, великий английский поэт, определивший вместе с Байроном лицо английской романтической поэзии этого времени.


Джордж Гордон Байрон (1788 -1824)

       Байрон – яркий символ романтизма. Его жизнь и творчество стали благодатным материалом для создания романтического мифа: оппозиционный характер его творчества, глубина его произведений, его ранняя смерть в 36 лет, воспринятая современниками как героическая, и даже его внешность (Байрон был одним из самых красивых мужчин своего времени). Считается, что обстоятельства его судьбы сформировали его мятежный, бунтарский характер. По линии отца Байрон принадлежал к знатным аристократическим семьям. Но его отец был довольно легкомысленным человеком. Наделав множество долгов и оставив семью без средств к существованию, он уехал в Париж, где проиграл в карты все деньги и вскоре умер. Мать Байрона, Кэтрин Гордон, происходила из семьи, близкой к шотландским королям. Она имела чрезвычайно вспыльчивый характер. По словам современников, Байрон унаследовал характер матери.

Большой трагедией для Байрона была его прирожденная хромота. Стремясь преодолеть ее, он стал физически развивать себя. Он был великолепным пловцом, боксером, фехтовальщиком. Эти навыки особенно понадобились ему тогда, когда он примкнул к греческим повстанцам. Лишь в 10-летнем возрасте Байрон унаследовал от своего двоюродного деда небольшое наследство и титул лорда, который давал ему возможность стать членом палаты лордов. На деньги деда он получил прекрасное образование: сначала в закрытой аристократической школе, а затем в Кэмбриджском университете. Первым литературным произведением Байрона стал опубликованный им под своим именем сборник стихов «Часы досуга» (1807).

 Публикация сборника имела большое значение в литературной деятельности поэта. В сборнике были опубликованы как переводы античных авторов, так и оригинальные стихи молодого поэта. Но вступительной статьей и названием сборника автор как бы подчеркнул свое несерьезное отношение к поэзии и тем самым вызвал в свой адрес критику. В ответ в журнале «Эдинбургское обозрение» появилась разгромная рецензия, в которой Байрона обвиняли в плагиате и советовали ему учиться у английских бардов (английскими бардами современники называли поэтов - лейкистов). На эту рецензию Байрон ответил очень едкой, сатирической поэмой «Английские барды и шотландские обозреватели» (1809). Поэт подверг язвительной критике известных поэтов, обратив в полемике достоинства их произведений в недостатки: Вордсворт поет пусть детские рулады, Пускай Колриджа милые баллады Грудным младенцам навевают сны… Позднее Байрон признал свою ошибку и принес свои извинения поэтам. Но в его поэме было и другое: Байрон обозначил свой путь в поэзии: - в эпоху романтизма он открыто заявил о своей приверженности принципам классицизма и Просвещения (прославлял гармонию и Разум);  - свою задачу поэта он видел в том, чтобы «сатирой едкой защищать от зла добро». «Лондонский» период в творчестве Байрона 

Уже в своем первом сборнике Байрон впервые обозначает темы и мотивы своей будущей лирики: это конфликт Поэта и «презренного света», которому он предпочитает царство Природы. «Хочу я быть ребенком вольным» (пер. В.Брюсова): 

Хочу я быть ребенком вольным 

И снова жить в родных горах,

 Скитаться по лесам раздольным 

Качаться на морских волнах! 

Не сжиться мне душой свободной

 С саксонской пышной суетой! 

Милее мне над зыбью водной 

Утес, в который бьет прибой! 

Это и «пресыщенье светом», мотив страданий: Я изнемог от мук веселья, Мне ненавистен род людской! И жаждет грудь моя ущелья, Где мгла нависнет над душой! По аристократической традиции Байрон должен завершить свое образование путешествием в «святые места». Он отправляется на Восток, посещает Португалию, Испанию, Албанию, Грецию, страны, в которых где шла национально-освободительная война. На материале этого путешествия были созданы 2 произведения Байрона. «Паломничество Чайльд-Гарольда» (1812) – 1-2 песни. - первое произведение поэта, которое принесло ему ошеломительный успех. Мы рассматриваем только первые две песни, так как остальные связаны с личными переживаниями поэта.   «Паломничество» представляет собой путевой дневник Автора и героя, молодого аристократа Чайльд-Гарольда. 

Байрон обращается к жанру лиро-эпической поэмы, известной еще со времен английского средневековья. Но он наполняет ее современным содержанием: это обращение Автора к современным проблемам, поддержка национально-освободительных движений, обличение тирании. Одной из главных тем поэмы становится тема Свободы, которая раскрывается через романтическую антитезу свобода-рабство. Автор субъективно делит народы стран на сражающихся и покорившихся игу. К первым он относит испанцев и албанцев, а португальцев и греков называет «презренными рабами». В этой характеристике участвуют не только герои, но и города, их быт и нравы, даже Природа: чем покорнее народ, тем богаче Природа. 

Он вводит в повествование героя, который представляет собой первый вариант «байронического» героя – Чайльд-Гарольда. Новизна этого сюжета состоит в том, в центре повествования оказывается не путешествие, а душевное состояние этого героя, ибо его переживания отражают общие настроения его времени. Это одиночество, пресыщенье жизнью, душевная старость, желание быть любимым и в то же время неспособность глубоко любить: Любил одну – прельщал любовью многих, Любил – и не назвал ее своей. В Чайльд-Гарольде убита вера в людей, поэтому он воспитал в себе равнодушие к окружающим. Его желание отправиться в путешествие вначале является всего лишь стремлением вырваться из опостылевшего ему мира: Он был страстями, что отбушевали, И пресыщеньем обращен в слепца, И жизнеотрицающей печали Угрюмым холодом черты его дышали. Но путешествие становится для Гарольда истинным паломничеством, отказом от эгоизма: И влившись в бесконечность бытия, Не одинок паломник одинокий, Очищенный от собственного «я». 

Исследователи утверждают, что из путешествия Байрон вернулся бунтарем. По возвращению он дважды выступил с речью в палате лордов. Темами своих выступлений Байрон выбрал защиту ирландских католиков и защиту луддитов. Его выступления были построены по всем законом ораторского искусства, но были восприняты как скандальные. Байрон дал себе слово больше никогда не участвовать в «этом парламентском балагане». На материале восточного путешествия было создано и второе произведение – «Восточные поэмы»(1813-1816), в который вошли 6 поэм. Успех поэм был обусловлен возвращением в литературу «восточной» темы. Восток романтиками всегда воспринимался как современное средневековье, где ярко проявляются страсти, их непримиримая борьба. Интересной для современников была и экзотика Востока: гаремы, наложницы, восточные обычаи и нравы. «Восточные поэмы», прежде всего, романтические произведения. Они оказали большое влияние и на русских читателей. Они обладают следующими общими признаками: - главной темой является тема борьбы против тирании; - общим типом в поэмах является «байронический» герой», сильная личность. - поэмы могут объединять и общие сюжеты, как, например, любовь герояевропейца к иноземке. Эта любовь во многом определяет судьбу главного героя. 

 Одна из лучших поэм этого цикла – «Корсар» (1814)- является образцом романтической поэмы. Действие поэмы происходит на островах Средиземного моря, которые входили в состав Османской империи. Поэтому пиратство в те времена было формой национально-освободительной борьбы. Главный герой поэмы пират по имени Конрад, европеец по происхождению, в силу определенных обстоятельств, оказывается на Востоке. Для большинства романтических поэм характерна так называемая фрагментарная композиция. Понятие «фрагмент» в романтическую литературу ввели немецкие романтики. Ему была придана особая функция: фрагмент - это не отрывок или часть, а обособленное целое - эпизоды из жизни романтического героя, в которых изображаются переломные моменты его жизни. Например, только из одного фрагмента поэмы нам становится понятно, почему европеец благородного происхождения становится предводителем пиратов: Был мудр, но свет считал его тупым И портил обучением своим; Был слишком горд, чтоб жизнь влачить, смиряясь, И слишком тверд, чтоб пасть пред сильным в грязь. Достоинствами собственными он Стать жертвой клеветы был обречен. Конрад представляет собой один из вариантов «байронического» героя, бунтаря. Он покидает родину и отправляется на Восток, где находит возможность «мстить большинству за козни меньшинства». В этом будет заключаться его самая большая ошибка. 

 Прежде чем в поэме будет изображено главное событие, автор подробно знакомит нас с главным героем. Его описания помогают нам понять бунтарский характер героя, двойственность его натуры: «он для добра был сотворен, но Зло к себе, его коверкая, влекло». Его Злом стала месть за все унижения, а Добром - любовь к Медоре. 

 Романтики и в их числе Байрон ввели новую технику портрета героя. Он построен на контрасте: это внешне неказистый Конрад и бушующие к его душе страсти, которые обнаруживаются через его «пристальный взгляд: Лица увидев резкие черты, Ты и пленишься, смутишься ты, Как будто в нем, в душе, где мрак застыл, Кипит работа страшных, смутных сил. Взгляд пристальный – идет молва о нем, Что дерзких он сжигает, как огнем. По сюжету поэмы Конрад отправляется в поход против соседа Сеидапаши, который угрожает ему. Он попадает в плен и должен быть казнен. С этого момента начинает разворачиваться главное действие поэмы. Конрада спасает наложница Сеида-паши - Гюльнар. Многие читатели не совсем верно понимают значение событий поэмы. Вспыхнувшую любовь Гюльнар к Конраду не следует воспринимать как любовный треугольник: ее роль в жизни Конрада совершенно иная. Гюльнар находит общее между ними: теперь они оба- рабы Сеида. В благодарность за свое спасение она решает спасти Конрада, помочь ему бежать. Когда Конрад отказывается убить спящего пашу, это делает Гюльнар. Но все оказывается иначе: она оказывается рабой своего преступления, а Конрад страдает от того, что стал для нее примером. Только в плену Конрад осознал чудовищность своей мести и готов умереть: «Я заслужил – грехов моих не счесть! За зло былое нынешнюю месть». На острове его ждет возлюбленная Медора, его надежда на новую жизнь. Но когда он узнает о том, что она умерла от горя, жизнь его теряет всякий смысл. Таким образом, главное содержание поэмы - это история бунта, мести сильной (байронической) личности, которая по определенным обстоятельствам становится носителем Зла и от этого Зла сама же страдает. 

 В романтической поэме мы всегда находим не только страстную любовь. Одним из главных героев поэмы становится и Природа. В 1815 году Байрон вступает в брак с Анабеллой Милбэнк, аристократкой, воспитанной в пуританских традициях. Очень скоро обнаруживается их полная несовместимость. Начинается травля поэта, и в апреле 1816 года Байрон навсегда покидает Англию. 

 Второй период в творчестве Байрона (1816-1822) (Швейцария, Италия Греция). Байрон вступает в ряды итальянских карбонариев, а в Греции присоединяется к борьбе греков с турками. В Италии Байрон создал несколько мистерий, из которых самой значительной стала мистерия «Каин»(1821) Мистерия «Каин» представляет собой байроновскую романтическую интерпретацию ветхозаветной истории об убийстве Каином своего брата Авеля. У Байрона Каин предстает перед нами как первый мятежник на Земле. Он думает не только о себе и о своих родителях, но и обо всем человечестве. Он не может понять, почему Бог так жесток к людям. В связи с этой проблематикой многие эпизоды мистерии имеют иное, чем в библии, содержание. Не случайно Байрон утверждал, что его произведение не носит религиозный характер. Каин стремится найти ответ на свой вопрос, и в этом ему помогает Люцифер. Он уносит его в бездну пространства и показывает ему прошлое, настоящее и будущее человечества. До воцарения Бога мир был населен сильными и талантливыми людьми. Настоящее подчинено законам Бога, Будущее будет еще мрачнее. Задача Люцифера состоит в том, чтобы пробудить в душе Каина свободолюбие, сомнения: Мы существа,  Дерзнувшие сознать свое бессмертие, Взглянув в лицо всесильному тирану, Сказать ему, что зло не есть добро. 

В контексте этих событий сцена убийства Авеля приобретает совершенно иной смысл. По библии, Авель – человек «доброго и кроткого нрава», по Каину – «угодник небес», «духовный раб». Каин убеждается в том, что Бог – источник всех бедствий на земле. Вместе со своей семьей он изгнан из дома. Такая постановка проблемы и ее решение объясняется тем, что Байрон в этом произведении опирается на идеи деизма, религиозно-философского учения 18 века. Оно допускало, с одной стороны, саму идею существования Бога, а, с другой – сомнения в справедливости его деяний. Обращаясь в этом произведении к теме Разума, Байрон высказывает свое разочарование в просветительских идеях. Каин убеждается в том, что знания не приносят счастья человеку. Но «истина несет нам только горе», - говорит он. Известно, что когда начались гонения на эту «богохульную» мистерию, Байрон дистанцировался от некоторых высказываний Каина.

https://aif.ru/culture/person/satana_po_imeni_dzhordzh_bayron_kak_kumir_stal_izgnannikom




Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...