понедельник, 20 февраля 2023 г.

Исторический роман эпохи романтизма. В. Скотт, В. Гюго

 

     Исторический  роман эпохи романтизма. В. Скотт, В. Гюго

Вальтер Скотт (1771-1832)

Вальтер Скотт. Вальтер Скотт (1771 —1832), по словам В. Г. Белинского, создал исторический роман. Он родился в Шотландии, в Эдинбурге. Не завершив университетского образования, будущий писатель под руководством отца подготовился к карьере юриста. Получив звание адвоката, Скотт занял прочное положение в обществе. Потрясение, испытанное от «Песен Оссиана» — мистификации предромантика Дж. Макферсона, основанной на традициях шотландского фольклора, возникающий в Шотландии культ национальной старины подвигли Скотта к созданию баллад, в частности баллады «Иванов вечер» (1800, в переводе В. А. Жуковского 1824 г. — «Замок Смальгольм»), собиранию и публикации народных шотландских баллад («Песни шотландской границы» в 3 томах, 1802—1803). Поэмы на сюжеты из средневековой жизни («Песнь последнего менестреля», 1805; «Мармион», 1808) принесли ему широкую известность. В отличие от лейкистов Скотт не идеализировал средневековье, а, напротив, подчеркивал жестокость этого времени, причем предромантическое тяготение к «ужасному» сочеталось в его произведениях с романтическим «местным колоритом». Уже будучи признанным поэтом, В. Скотт анонимно опубликовал свой первый исторический роман «Уэверли» (1814). Лишь за пять лет до смерти писатель стал подписывать романы своим именем (до 1827 г. они выходили как сочинения «автора “Уэверли”»). В 1816 г. «Уэверли» был переведен на французский язык — в эту эпоху основной язык межнационального общения, — и к В. Скотту пришла поистине мировая слава. Среди исторических романов писателя — «Пуритане» (1816), «Роб Рой» (1818), «Айвенго» (1820), «Квентин Дорвард» (1823). В России романы Скотта знали уже в 1820-е годы. Отсюда утверждение в русском сознании имени автора в старинной французской форме — Вальтер Скотт (правильнее было бы Уолтер Скотт). Вальтер Скотт утвердил в литературе принцип историзма, заменив исторические сюжеты как «нравственные уроки» на художественное исследование закономерностей исторического процесса, создал первые образцы основанного на этом принципе жанра исторического романа. А. С. Пушкин еще в 1830 г. прозорливо писал: «Действие В. Скотта ощутительно во всех отраслях ему современной словесности» («История русского народа: Статья II»).

Скотт вошел в литературу как создатель исторического романа. Появление этого жанра было важным событием в литературе. Благодаря этому роману произошел переход от романтизма к реализму Х1Х века. Вальтер Скотт - английский писатель шотландского происхождения, выходец из старинного шотландского рода. По настоянию отца-адвоката стал адвокатом. Но главный интерес его жизни был связан с историей и литературой. Этому способствовали некоторые факты его жизни. Скотт в детстве болел полиомиелитом, и вследствие этого свое детство провел в родовом замке своего деда. Атмосфера этого дома была наполнена любовью к шотландскому фольклору и шотландской истории. Вечерами все домочадцы собирались у камина:

В уюте зимних вечеров

Я вечно был внимать готов

Старинным былям про любовь,

Про ведьм, про гордых дам, про кровь,

Про то, как честь родной земли

Мы отстояли…

Позднее он начал сам собирать шотландский фольклор, и издал 3 тома сборника «Песни шотландской границы». Увлекся европейской поэзией, начал свою литературную деятельность как переводчик с немецкого, французского, испанского и итальянского. Из лиро-эпических жанров Скотт предпочел жанр баллады и поэмы. В них главной темой становится история средневековья. В жанровом отношении – это не только поэмы и баллады, но и рыцарские сказки, готические баллады. Среди его баллад есть баллада «О Томасе Лермонте», шотландском предке Лермонтова.

В. Скотт был выдающимся литературным критиком, написавшим более 100 рецензий и статей о творчестве своих современников (Дж. Г. Байроне, П.Б. Шелли, Р. Саути, М. Шелли и др.). Известен он и своими историческими трудами: «Историей Шотландии» и «Жизнью Наполеона Буонапарте». В последнем труде он дал объективную оценку деятельности Наполеона, назвав его «человеком, перевернувшим мир». В то же время он считал его деятельность «аморальной», «эгоистической», так как главным интересом Наполеона было стремление к власти.

По своим политическим взглядам писатель, как все англичане, был сторонником «справедливой монархии». Вальтер Скотт обладал всеми качествами, чтобы стать создателем исторического романа. Для этого необходимо было быть: - человеком переходного времени, который на себе ощутил существенные изменения в эпохе;

 - историком, который объективно оценивает происходящие исторические события;

- талантливым писателем, влюбленным в историю;

Создавая новый жанр, Скотт, несомненно, опирался на литературные источники, которые были положены им в основу исторического романа:

- на народные исторические предания; -на исторические хроники Шекспира;

-на рыцарский и готический романы, которые назывались «историческими романами без истории»;

- на романы Дефо и Филдинга, в которых вымышленный герой изображался на широком фоне общественной жизни.

Главной задачей Скотта как автора исторического романа было, говоря словами Белинского, «понять пружины истории». О том, что он справился с этой задачей, свидетельствует его историческая концепция. Ее основные положения:

1. Главными в истории являются узловые моменты (переходные).

2. История представляет собой цепь событий, связанных между собой причинно-следственными связями.

3. В истории главную роль играют выдающаяся личность и народные массы.

4. В истории действует принцип необходимости и целесообразности, то есть необходимости замены старого, отжившего – новым, прогрессивным.

Реалистическое содержание исторической концепции В. Скотта особенно хорошо видно в сравнении его концепции с концепциями писателей-романтиков.

Жанровые признаки исторического романтического романа:

1. Историческое начало, которое в романах В. Скотта создавалось введением исторических событий и исторических лиц.

 2. Вторым способом создания «духа эпохи» было использование «местного колорита», то есть воспроизведение духа эпохи через детали быта (архитектура, описание утвари, жилища, одежды и т.д.) и описание нравов.

3. Сюжетную линию, представляющую историю, Скотт соединил с романтической историей вымышленных героев.

Таким образом, в его романах появилась двойная интрига. Соединив все вместе, Скотт придал своему повествованию увлекательность с помощью описания различных приключений героев (похищения, спасения, готический элемент) и создал тот жанр, который его прославил. Вальтер Скотт – автор 28 исторических романов из истории Шотландии, Англии, Франции и других стран. В них он описал время с ХП по ХУШ век, причем двигался постоянно вглубь эпох.

По тематике его романы делятся на два цикла:

1. «Шотландский» цикл, главной темой которого являются «обиды шотландцев». Речь идет о событиях, которые повествуют о насильственном присоединении Шотландии в 1707 году к Англии и о борьбе шотландцев за свою независимость. Раньше Шотландию населяли шотландские племена – скотты (отчего и произошла фамилия писателя). Это такие романы, как «Уэверли» (1814), «Пуритане»(1816), «Роб Рой»(1817) и др.

2. «Европейский цикл» - романы из жизни Англии и Франции, связанных между собой исторически. Первым романом этого цикла стал роман «Айвенго» (1829), ставший одним из лучших романов писателя. Другие романы этого цикла – «Квентин Дорвард», «Ричард, Львиное сердце» и др. Вальтер Скотт создал схему своего романа, которая получила название вальтерскотовской и с некоторыми изменениями использовалась многими авторами. К примеру, в русской литературе это была «Капитанская дочка» А.С. Пушкина.

Схема вальтерскотовского романа (на материале романа «Айвенго»)

 Молодой человек дворянского происхождения, попадает в водоворот важнейших исторических событий и оказывается перед выбором. Этот выбор должен быть верным с исторической точки зрения и нравственным с точки зрения морали. Обычно главный герой оказывается в ситуации «меж двух лагерей», где оба противника достойны друг друга. Таков в романе «Айвенго», главный герой, имя которого взято Скоттом из средневековых источников.  

Событие, которое описано в романе, имеет многовековую историю – это процесс ассимиляции саксов и норманнов, который длится почти 130 лет. Субъективно как человек Скотт – сторонник саксов. Но как историк он понимает, что будущее не за саксами, не способными к изменению, а за норманнами, которые превосходят саксов в своих знаниях и культуре. Поэтому сакс Айвенго делает правильный исторический выбор, примкнув к норманну Ричарду. Чтобы подтвердить, что Ричард – достойный король, автор, отходит от исторической правды. Он изображает его как «идеального» короля, близкого к народу.

В романе множество эпизодов, подтверждающих концепцию Скотта. Большое место в романе занимает готический и приключенческий элемент. Увлекательность роману придает любовная линия. Роман завершается счастливым браком Айвенго со своей возлюбленной после множества различных происшествий.

ФРАНЦУЗСКИЙ РОМАНТИЗМ

 Романтизм во Франции первоначально воспринимался как иноземное явление, чему немало способствовали сами романтики, ссылавшиеся на Шекспира и Шиллера, Кальдерона и Мандзони. Но романтизм имел прочные корни во французской истории и французской культуре, поэтому он оказал такое огромное влияние на судьбы национального искусства, совершенно преобразил его лицо, выдвинув великих творцов — Гюго в литературе, Делакруа в живописи, Берлиоза в музыке. Париж стал центром притяжения для романтиков всего мира — Паганини, Шопена, Мицкевича, Листа... Неравномерность развития романтизма.

Французский романтизм развивался неравномерно в различных видах искусства. Начало литературного романтизма относится к концу XVIII в. В живописи и музыке романтизм прокладывает себе дорогу много позже («Плот “Медузы”» Т. Жерико, 1819; «Фантастическая симфония» Г. Берлиоза, 1830). В романтической литературе заметна неравномерность развития различных жанров: романтическая поэзия запоздала почти на три десятилетия по сравнению с прозой, а драма вышла на сцену спустя еще десятилетие. Поэтому в определении периодов развития французского романтизма есть существенные трудности. Роль Руссо и «руссоизма». «Руссоизм» с его культом природы, чувств и страстей «естественного человека», «религией чувства», критикой цивилизации стал подлинной философской основой французского романтизма. «Руссоизм» вобрал в себя близкую Шатобриану и его школе религиозность, истинность которой, в духе «руссоизма», виделась в поэтичности, созвучности чувствам современного человека. Он же в последующую эпоху слился с социально-утопическими идеями Сен-Симона, Фурье, Леру, оказавшими большое влияние на самых прогрессивных французских романтиков (Гюго, Жорж Санд, Сент-Бёв, Барбье). Поэтому «руссоизм» следует признать идейной основой французского романтизма, а влияние католицизма в его философском звучании, немецкой идеалистической философии, социально-утопических учений целесообразнее связывать не со всем французским романтизмом, а лишь с его определенными течениями. Одновременно важно подчеркнуть, что творчество Руссо и его последователей становится одним из главных источников, из которого черпает эстетика и литература французских романтиков. Роль Руссо как провозвестника романтизма признавали уже основоположники этого направления де Сталь и Шатобриан.

Гюго Виктор Гюго (1802—1885) — крупнейший французский романтик, вождь французского романтизма, его теоретик. Детские и юношеские годы. Виктор Мари Гюго родился 26 февраля 1802 г. в городе Безансон. Отец Гюго при Наполеоне стал генералом. Мать писателя, напротив, ненавидела Наполеона и была роялисткой — сторонницей изгнанной королевской династии Бурбонов. В Мадриде, где отец Гюго был губернатором, родители разорвали отношения. Мать Гюго уехала с детьми в Париж. Политические симпатии матери сделали из Виктора Гюго роялиста. В своих первых стихах он проклинает Наполеона, воспевает Бурбонов. Ему близко творчество классицистов и романтиков-аристократов.

В 14 лет Гюго пишет в дневнике: «Хочу быть Шатобрианом или никем». Первый период деятельности (1820 — 1850). Участие Гюго в реформе французской поэзии. В 1820 г. Гюго, к тому времени написавший немало стихов в традиционной классицистической манере, знакомится со сборником стихов Ламартина «Поэтические раздумья». Под влиянием Ламартина и Шатобриана поэт переходит на позиции романтизма. В предисловии к сборнику «Оды и баллады» (1826) поэт объяснил свое понимание этих двух жанров. В классицистическом жанре оды он находит черты, сближающие оду с романтической поэзией: «...холодность присуща вовсе не самой оде, а лишь гой форме, которую придавали ей доныне лирические поэты». И если в оде будет передано движение мысли, которое определит композицию и будет связано с развитием сюжета, если использовать не античные, а христианские образы, то «ода могла бы вызвать тот же интерес, что вызывает драма». Образцом драматизированной оды можно считать стихотворение «Буонапарте», написанное в связи со смертью бывшего французского императора (1821). «Он лишь палач, он не герой» — таков главный итог оды. В ней прослеживается судьба Наполеона, рожденного «от змеи цареубийства» (т.е. от революции), достигшего вершины, когда он «шагал, на славу опершись», и «европейский строил трон». И вот «он пал, тиран», он умер, «и целый мир вздохнул». Баллады лее — совсем романтический жанр. «...Это причудливые поэтические наброски: живописные картины, грезы, рассказы и сцены из жизни, легенды, порожденные суеверием, народные предания». Образец баллады — стихотворение «Турнир короля Иоанна».

Гюго подражает песням средневековых трубадуров. Рыцарь спешит в Париж на рыцарский турнир. Но блещет турнир недолго, окончен праздник, пора возвращаться. Стихотворение насыщено деталями средневекового быта: здесь и старинные сооружения Парижа, и копья, щиты, рожки, и средневековые имена... Это так называемый исторический колорит, как бы погружающий читателя в атмосферу жизни давно прошедших времен. В чем же суть реформы французской поэзии, которую В. Гюго осуществил в 1820-е годы и которая с особой силой проявилась в сборнике «Восточные мотивы» (1829).

 В отличие от Ламартина лирическим героем Гюго становится не созерцатель, а деятель (стихотворения «Головы сераля», «Канарис», «Турецкий марш»). Такой герой часто жесток («Дервиш», «Феодальный замок»), но тогда его ждет возмездие («Проигранная битва»). Активный герой действует в объективном мире, наполненном движением, не зависящем от человека. В стихотворении «Мазепа» всадник скачет на коне, а вокруг бушует ветер, качаются деревья, колеблются башни, горы. Гюго любит динамичные образы природы: море, тучи, молнии, огонь (центральное стихотворение сборника — «Небесный огонь»). Мир предстает как единство несовместимого, Гюго находит источник трагических конфликтов в самой природе, а не только во взаимоотношениях героя с миром, как у Ламартина. В мире не все рационально; хаос, стихийное побеждают в нем закономерность, наряду с добром в мире существует зло. Но в целом поэту свойствен оптимистический взгляд на мир.

В области поэтического стиля реформа Гюго выразилась в стремлении заменить рационалистический стих классицизма на язык человеческих чувств. Гюго отказывается от украшений, заимствованных из античной мифологии, требует свободного употребления «высоких» и «низких» слов в любом жанре. Он необычайно расширил поэтический словарь, смело вводя в него разговорные слова, технические термины, архаизмы, диалектные выражения и т.д. Поэт реформирует стихосложение. Так, он заменил «достаточную» классицистическую рифму на «богатую» рифму, в которой совпадают не только ударные гласные, но и стоящие перед ними согласные. В области ритма Гюго разрушил монотонность александрийского стиха, употребляя его в сочетании с другими размерами. Гюго — теоретик романтизма. На протяжении всей жизни Гюго стремился к теоретическому осмыслению романтизма.

Уже в ранних произведениях («Дневник якобита 1819 года») он пишет о праве художника на свободу творчества, критикует догматизм классицистов. В предисловиях к «Одам и балладам» разных лет издания поэт обосновывает реформу в поэзии, обращение к романтическому жанру баллады, «романтизацию» классицистичесой оды. Важны и поздние работы Гюго («Вильям Шекспир», 1864, и др.). «Предисловие к “Кромвелю”».

Подлинным манифестом французского романтизма стало «Предисловие к “Кромвелю”» (1827). Классицизм занимал особенно прочные позиции в театре. И хотя романтические драмы уже существовали, ни одна из них не была поставлена на сцене. Гюго решил обратиться к опыту Шекспира (понятого в романтическом духе). Он создал произведение не в жанре трагедии, а в жанре романтической исторической драмы. Драма «Кромвель» повествовала об английской буржуазной революции XVII в. Ее вождь Кромвель был показан как сильная личность. Но, в отличие от цельных героев классицизма, Кромвель испытывает нравственное противоречие: свергнув короля, он готов изменить революции и стать монархом. Драма была новаторской, но недостаточно сценичной. Однако «Предисловие» к ней сыграло огромную роль в победе романтизма.

В «Предисловии к “Кромвелю”» Гюго излагает свои представления об истории общества и литературы. Человечество прошло в своем развитии три эпохи, считает поэт. В первобытную эпоху человек, восхищенный природой как творением Бога, слагал в его честь гимны, оды. Поэтому литература начинается с лирики, вершина которой Библия. В древнюю (античную) эпоху события (войны, возникновение и разрушение государств) создают историю, которая отражается в эпической поэзии. Ее вершина — Гомер. Гюго замечает, что и древнегреческий театр тоже эпичен, «трагедия лишь повторяет эпопею». Третья эпоха (после юности и зрелости это эпоха старости человечества) начинается с утверждения христианства. Оно показало человеку, что у него две жизни: «одна — преходящая, другая — бессмертная; одна — земная, другая — небесная». Христианство открыло в человеке два борющихся начала — ангела и зверя. В литературе Новое время отражается в драме с ее конфликтностью, контрастами. Вершина литературы Нового времени — Шекспир. Схема развития истории, предложенная Гюго, сейчас кажется наивной, ошибочной. Но ее значение в борьбе с классицизмом было очень велико. Она разрушала основу эстетики классицизма — представление о неизменности эстетического идеала и выражающих его художественных форм. Благодаря этой схеме Гюго смог доказать, что появление романтизма закономерно. Более того, с точки зрения романтика, классицизм даже в момент своего расцвета не имел права на существование. В самом деле, классицистическая трагедия ориентировалась на античные драмы, которые, согласно Гюго, были эпическими произведениями, а новое время требует драмы. Гюго считает, что «особенность драмы — это реальность». Поэтому, вопреки утверждению классицистов, что нужно изображать только «приятную» природу, Гюго указывает: «...Все, что есть в природе, есть и в искусстве». Он призывает разрушить границы между жанрами, соединить комическое и трагическое, возвышенное и низкое, отказаться от единства времени и единства места, так как эти единства, придавая лишь внешнее правдоподобие драме, заставляют писателя отступать от правдивого изображения действительности. Великий образец такого искусства, свободного от условных правил, дает Шекспир в своих драмах. Однако Гюго считает, что подражание Шекспиру не принесет успеха романтику. Самому писателю ближе национальная традиция, прежде всего Мольер. Призыв подражать природе не приводит Гюго к реализму. Для него характерно утверждение романтических принципов типизации.

Сравнивая драму с зеркалом, Гюго пишет: «...Драма должна быть концентрирующим зеркалом». Если классицисты типизировали какую-то одну человеческую страсть, то Гюго стремится в каждом образе столкнуть две такие страсти, одна из которых выявит идеальное, возвышенное в человеке, а другая — низменное. Гротеск. Теория возвышенного была разработана классицистами. Гюго разрабатывает теорию гротеска как средства контраста, присущего новой литературе и противоположного возвышенному. Гротеск — это концентрированное выражение, с одной стороны, уродливого, ужасного, с другой стороны — комического и шутовского. Гротеск многообразен, как сама жизнь. «Прекрасное имеет лишь один облик; уродливое имеет их тысячу...» Гротеск особенно оттеняет прекрасное, в этом его главное назначение в романтическом произведении.

Идеи, заложенные в «Предисловии к “Кромвелю”», стали основой эстетики французских романтиков в конце 20 —30-х годов XIX в. «Эрнани». Теория романтической драмы послужила писателю основой для создания новаторских произведений. В ответ на запрещение своей драмы «Марион Делорм» (1829), в которой Гюго впервые реализовал сформулированные им принципы романтической драмы, он написал драму «Эрнани» (1830). Премьера этой драмы накануне революции стала центральным событием в истории французского театра XIX в. Был нанесен сокрушительный удар по классицизму и реакции. Сюжет пьесы, действие которой разворачивается в Испании 1519 г., построен так, чтобы выявить идейную позицию автора наиболее открыто. Три человека добиваются любви прекрасной доньи Соль — король дон Карлос, граф де Сильва и разбойник Эрнани. В пьесе все трое совершают благородные поступки. Граф спасает Эрнани, которого преследует король. Но им руководят лишь традиционные представления о гостеприимстве. Король прощает Эрнани, принявшего участие в заговоре против него, и отдает ему руку доньи Соль. Но не благородство, а точный политический расчет толкает его на этот шаг. В целом же король — самая безнравственная личность драмы. Чувство чести ему не знакомо. Не случайно пьеса начинается со свидания доньи Соль и Эрнани, которое король подслушивает, спрятавшись в шкафу. Граф де Сильва утрачивает благородство, когда узнает, что донья Соль станет женой Эрнани. Он требует от Эрнани, который в знак благодарности дал графу право распоряжаться его жизнью, чтобы Эрнани покончил с собой. И только разбойник оказывается до конца благородным. Верный своему слову, он отравился. Вместе с ним обрывает свою жизнь донья Соль. Молодые влюбленные одерживают моральную победу над миром бесчестной знати. Эта мысль подчеркивается автором в финальном эпизоде. Осознав свое нравственное поражение, граф де Сильва убивает себя. 300 В драмах Гюго складывается тип романтического характера и конфликта, проблематика, композиция, язык, определившие лицо французской романтической драмы. Триумф его драмы «Рюи Блаз» (1838) свидетельствовал об утверждении романтической драмы на сцене.

«Собор Парижской Богоматери».

В этом романе, вышедшем в 1831 г., Гюго обращается к XV столетию. Сам выбор эпохи важен для раскрытия основной идеи. XV в. во Франции — эпоха перехода от Средних веков к Возрождению. Но, передавая с помощью исторического колорита живой облик этой динамичной эпохи, Гюго ищет и нечто вечное, в чем все эпохи объединяются. Так, на первый план выдвигается образ собора Парижской Богоматери, создававшегося народом веками. Народным началом будет определяться в романе отношение к каждому из действующих лиц. В системе персонажей главное место занимают три героя. Цыганка Эсмеральда своим обликом, искусством доставляет наслаждение толпе. Ей чужда набожность, она не отказывается от земных радостей. В этом образе ярче всего сказывается возрождение интереса к человеку, которое станет главной чертой новой эпохи. Эсмеральда неразрывно связана с массами народа. Гюго использует романтический контраст, оттеняя красоту девушки образами представителей низов общества, в обрисовке которых используется гротеск.

Эсмеральде противопоставлен в романе архидьякон собора Клод Фролло. В нем тоже выражена одна из сторон человека Возрождения — индивидуализм. Но в первую очередь это средневековый человек, аскет, презирающий все радости жизни. Клод Фролло хотел бы подавить в себе все земные чувства, которые он считает постыдными, и посвятить всего себя изучению полного свода человеческих знаний. Но, вопреки своему отрицанию человеческих чувств, он страстно полюбил Эсмеральду. Эта любовь носит разрушительный характер. Не в силах ее победить, Клод Фролло становится на путь преступления, обрекая Эсмеральду на мучения и смерть. Возмездие приходит к архидьякону от его слуги, звонаря собора Квазимодо.

В создании этого образа Гюго особенно широко использовал гротеск. Квазимодо — необыкновенный урод. Его лицо, фигура одновременно смешны и страшны. Он похож на химер — фантастических животных, чьи изображения украшают собор. Квазимодо — душа собора, этого создания народной фантазии. Урод тоже полюбил красавицу Эсмеральду, но не за красоту, а за доброту. И его душа, пробуждающаяся ото сна, в который ее погрузил Клод Фролло, оказывается прекрасной. Зверь по своему внешнему облику, Квазимодо ангел в душе. Финал романа, из которого ясно, что Квазимодо проник в подземелье, куда было брошено тело повешенной Эсмеральды, и там умер, обнимая ее, неожиданно напоминает конец трагедии Шекспира «Ромео и Джульетта». Эта параллель не случайна. Так же как у Шекспира, герои гибнут, но эпоха гуманизма, которая оправдает земные человеческие чувства и осудит аскетизм, неумолимо приближается. Нужно отметить, что Гюго делает попытку показать зависимость внутреннего мира человека от обстоятельств его жизни (очевидно, под влиянием формирующегося реализма). Квазимодо, не желая этого, способствует гибели Эсмеральды. Он защищает ее от толпы, которая хочет не погубить ее, а освободить. Выйдя из низов общества, слившись душою с собором, воплощающим народное начало, Квазимодо долгое время был оторван от людей, служа человеконенавистнику Клоду Фролло. И когда стихийное движение народа докатывается до стен собора, Квазимодо уже не в состоянии разобраться в намерениях толпы и в одиночку сражается с ней. Гюго разрабатывает тип романтического исторического романа, отличный от романов Вальтера Скотта. Он не стремится к детальной точности; исторические лица (король Людовик XI, поэт Гренгуар и др.) не занимают центрального места в романе. Главная цель Гюго как автора исторического романа — передать дух истории, ее атмосферу. Но еще важнее для писателя указать на внеисторические свойства людей, вечную борьбу добра и зла. В «Соборе Парижской Богоматери» Гюго показывает борьбу человека с «ананке догмы» (от гр. — рок, неумолимая судьба). Но талант писателя позволяет ему создать произведение, значительно более богатое содержанием, чем это вытекает из схематичной, абстрактной, внеисторической идеи, положенной в основу романа.

 Во многом это расширение замысла связано с введением образа народа, пестрой и многоликой толпы, описанной с поразительным мастерством. Второй этап творчества Гюго (1851 —1870). Это время изгнания поэта из Франции за участие в Февральской революции 1848 г. и нежелание поддержать государственный переворот Луи Наполеона Бонапарта, объявившего Францию империей, а себя императором Наполеоном III. В его творчестве резко усиливается политическая, социальная направленность, все громче звучит ораторская, обличительная интонация. От экзотического, интересовавшего Гюго в первый период творчества, он обращается непосредственно к современности, хотя при этом романтический метод сохраняется. Выехав в Бельгию, Гюго пишет памфлет против Наполеона III — «Наполеон Малый» (1852).  

«Отверженные».

Роман «Отверженные» Гюго писал в течение 20 лет. Он вышел в свет в 1862 г. Это лучший роман писателя. По жанру «Отверженные» — социально-романтический роман-эпопея. В произведении синтезируются романтические тенденции с влиянием достижений критического реализма. Это влияние сказалось в попытке всесторонне осветить образ эпохи, современной Гюго. Писатель показывает беспощадность эксплуатации человека человеком (образ семейства Тенардье, угнетающего маленькую Козетту), несправедливость суда (история Жана Вальжана), рисует политические катастрофы (поражение Наполеона при Ватерлоо), революции (восстания французского народа в 30 —40-х годах XIX в.), жизнь различных слоев общества. Каждое большое событие рассматривается с народной точки зрения, что вместе с масштабным воспроизведением эпохи делает роман эпопеей. Гуманизм и демократизм авторской позиции сближают ее с народной точкой зрения. Здесь нужно вспомнить мысль Гюго о том, что искусство — не простое, а концентрирующее зеркало. Писатель полнее всего проявляет себя даже не в многочисленных авторских отступлениях, не в прямых обращениях к читателю, а в самом методе изображения характеров и событий. Среди главных персонажей нет лиц знатных и богатых, от которых зависят судьбы государств и народов. Это отверженные члены общества: бывший каторжник Жан Вальжан, проститутка Фантина, бедный юноша Мариус, обездоленная маленькая Козетта, бездомный мальчишка Гаврош... Их враги — семья Тенардье, полицейский инспектор Жавер — тоже не занимают видного социального положения. Судьбы героев в самом общем смысле типичны, взяты Гюго из жизни: реальные прототипы были и у Вальжана, и у Фантины, история Мариуса повторяет в ряде черт судьбу молодого Гюго. Но вот автор направляет на обычные судьбы обычных людей концентрирующее зеркало своего таланта — и люди превращаются в героев; события приобретают исключительную философскую значительность, наполняются приключениями, в которых неудача может привести к потере свободы и даже жизни. То, что в действительности существует в единстве, у Гюго тяготеет к полюсам добра и зла.

В романе действуют «святые» (епископ Мириэль, Жан Вальжан) и «дьяволы» (Тенардье, Жавер), не уступающие друг другу в масштабах творимого добра или зла. Это связано с представлением Гюго, согласно которому развитие человеческой истории — «путь от зла к добру, от неправого к справедливому, от лжи к истине, от ночи к дню». Такой переход должен произойти во всех сферах: и в социальном бытии человека, и в его сознании. Вот почему Гюго стоит на стороне социальной революции. Он с восхищением описывает революционеров, сражавшихся на баррикадах в 1830— 1832 гг. Особенно запоминаются образы республиканца Анжольраса и маленького героя Гавроша. Этот отверженный ребенок, которого несправедливое общественное устройство обрекло на нищету, сумел сохранить в себе удивительную доброту, веселость, любовь к свободе. Он погибает как настоящий герой, помогая восставшим защищать одну из баррикад. Утверждение права отверженных на бунт, восстание заключено в самом замысле произведения, в его системе образов, где на первый план выдвигаются представители обездоленных низов. Гюго писал в предисловии к роману: «До тех пор, пока силой законов и нравов будет существовать социальное проклятие... до тех пор, пока будут существовать три основные проблемы нашего века — принижение мужчины вследствие принадлежности его к классу пролетариата, падение женщины вследствие голода, увядание ребенка вследствие мрака невежества (...) книги, подобные этой, окажутся, может быть, не бесполезными». Однако Гюго считал, что есть революция более важная, чем социальная. Это — революция духа. Изображая внутренний мир своих героев, писатель своеобразно использует открытие реалистов — зависимость формирования характера от типических обстоятельств. Для Гюго этот закон действует только тогда, когда обстоятельства толкают человека ко злу. Достаточно одного «события-откровения», чтобы разрушить власть этого закона. «Событие-откровение» зачастую очень незначительно, никогда не связано с судьбами государства, ничего не решает в истории страны. Но оно подтверждает ту   истину, что человек — добр. И, увидев свет этой истины, даже самый большой злодей может переродиться. Такова в романе судьба Жана Вальжана. За то, что он украл из булочной хлеб для голодных детей своей сестры, он был осужден на каторгу, с которой вернулся только через 19 лет. Годы, проведенные на каторге, где Жан Вальжан столкнулся со злом и несправедливостью, сделали из него закоренелого преступника. Попав в дом доброго епископа Мириэля, он ворует столовое серебро. Преступника находят. Однако епископ уверяет полицейских, что он сам подарил серебро Вальжану, и дарит ему в придачу серебряные подсвечники. Это и есть «событие-откровение».

Открытие Вальжаном добра поднимает бурю в его душе. 19 лет каторги сделали из него зверя, один благородный поступок епископа превратил Вальжана в праведника. Идею возможности преображения злодея в святого Гюго развивает и в образе Жавера. В нем воплощена низшая справедливость — закон. «Этот человек состоял из двух чувств — из уважения к власти и ненависти к бунту». Служа закону, Жавер становится подлинным злодеем. Он беспощадно преследует Жана Вальжана. Но вот и его коснулось откровение добра: Вальжан отпускает Жавера в тот момент, когда его должны были расстрелять на баррикаде как шпиона правительства. В одно мгновение рушатся все представления Жавера о справедливости законов и судов. Осознав разрушение этих представлений как катастрофу своей жизни, Жавер кончает с собой. «Отверженные», как и «Собор Парижской Богоматери», роман о борьбе человека с роком. Здесь показана борьба с «ананке закона». Над законом, воплотившим в себе несправедливое социальное устройство, торжествует высшая справедливость — нравственный закон добра. В 1860-е годы Гюго создает важный эстетический труд, направленный против эскейпистских настроений поэтов «чистого искусства», — книгу «Вильям Шекспир» (1864); пишет романы «Труженики моря» (1866, третий роман о борьбе с «ананке» — со стихийными силами природы), «Человек, который смеется» (1869). Оба романа сохраняют романтическое звучание.

 Третий период творчества Гюго (1870—1885). В день провозглашения Франции республикой (4 сентября 1870 г.) Гюго возвращается на родину. В Париже его встречают как национального героя. Он активно участвует в патриотическом сопротивлении народа прусским захватчикам (в это время идет франко-прусская война). «Грозный год». В 1872 г. Гюго опубликовал сборник стихов «Грозный год». Это дневник в стихах, охватывающий период с августа 1870 по июль 1871 г. По характеру он близок сборнику «Возмездие». Но наряду со стихотворениями в ораторском стиле, в которых разоблачаются развязавший войну Наполеон III, буржуазия   («Седан», «Капитуляция» и др.), появляются и лирически окрашенные стихи, где чувствуется растерянность поэта перед грандиозными историческими событиями. В последние годы жизни Гюго работает над романом «Девяносто третий год» (1874), поэтическими сборниками «Искусство быть дедушкой» (1877), «Легенда веков» (многолетняя работа над этим монументальным произведением была завершена в 1883 г.), сатирическими поэмами «Папа» (1878), «Осел» (1880) и др. В 1882 г. он публикует драму «Торквемада» (написана в 1869 г.), вызвавшую возмущение реакционной прессы своим разоблачением религиозного фанатизма. Гюго умер в 1885 г. в расцвете славы. Он был самым значительным французским романтиком. Гюго утверждал романтический идеал, близкий нам своим оптимизмом, демократичностью, гуманизмом.

1 комментарий:

  1. Как всегда понятно и увлекательно! Большая благодарность Екатерине Абдулмеджидовне за предоставленный материал👏👏

    ОтветитьУдалить

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...