понедельник, 13 ноября 2023 г.

Ф.М. Достоевский "Идиот": Что скрыто в образе Настасьи Филипповны?

 

Настасья Филипповна Барашкова – одна из главных героинь не только романа Ф.М. Достоевского «Идиот», но и, пожалуй, всей русской классики. И если вы еще не знакомы с самым знаменитым романом Достоевского, то после разбора вы точно захотите его прочесть.

Ее называют роковой женщиной, которая губит жизни. Но разве ее судьбу никто не сломал? Попробуем проанализировать, что скрыто в этом неоднозначном образе.

 Судьба Настасьи Филипповны — одна из самых трагичных в художественном мире Достоевского. В раннем возрасте она потеряла родителей и под опеку маленькую Настасью взял некий Афанасий Иванович Тоцкий (“человек высшего света, с высшими связями и необыкновенного богатства"). Но когда нашей героине исполнилось 16 лет, Тоцкий совратил ее ("А тут приедет вот этот: месяца по два гостил в году, опозорит, разобидит, распалит, развратит, уедет, -- так тысячу раз в пруд хотела кинуться, да подла была, души не хватало, ну, а теперь..."). Их отношения запутаны: Настасья Филипповна пыталась свести счеты с жизнью из-за насилия в юности, Тоцкий же пытался застрелиться. Но из обесчещенной девушки Настасья Филипповна стала главной femme fatale русской литературы.

"… необыкновенной красоты женщина … в черном шелковом платье, чрезвычайно простого и изящного фасона, волосы, по-видимому, темнорусые, были убраны просто, по-домашнему; глаза темные, глубокие, лоб задумчивый; выражение лица страстное и как бы высокомерное. Она была несколько худа лицом, может быть, и бледна"

 Настасья Филипповна в экранизации Бортко

Неудивительно, что слабость к Настасье Филипповне питают почти все герои мужского пола. И если князь Мышкин влюбляется в нее по фотографии и питает платонические чувства, то Парфен Рогожин является воплощением страсти и необузданности. Контраст между стихийностью Рогожина и деликатностью князя подобен пропасти. 

Разница между рогожинским ревом: «Не подходи!.. Моя! Всё мое!» – и рыцарским высказываем Мышкина: «Я вас честную беру, Настасья Филипповна, а не рогожинскую», – очевидна. И если в князе Мышкине прослеживается образ Христа, то Рогожин воплощает собой образ библейского разбойника, распятого вместе с Иисусом. В этом ключе Настасью Филипповну же можно сопоставить с Магдалиной.

Достоевский не скрывал, что образ князя Мышкина - это попытка вообразить, что будет, если начать жить по христианским заповедям. Мышкин ни на кого не держит зла. Следуя евангельским заповедям, он прощает всех. В том числе, и Настасью Филипповну. Падшую, развратную, роковую женщину, как считало общество. Но за что ее нужно было прощать, зная ее сложную судьбу?

Любовь Рогожина же более настоящая. Он не просто пытается “купить” ее, он предлагает ей свою безумную всепоглощающую любовь. Рогожин готов потакать любому капризу Настасьи Филипповны. Чем, как не капризом, были брошеные в камин деньги?

Сцена именин Настасьи Филипповны


Чтобы понять всю остроту этого эпизода нужно понимать, какую именно сумму Настастья Филиповна бросила в огонь и какую ценность имели эти деньги в 1860 году. Рогожин предлагал сначала князю 100 тысяч рублей, чтобы он отказался от Настасьи Филипповны, а потом и ей самой! Но даже ему понадобилось время, чтобы собрать такую сумму! В пачке Рогожина: по нынешнему счету — около $130 млн наличными. Сейчас бы такое ни в какой камин не влезло.

Но несмотря на сумасшествие Настасьи Филипповны, Достоевский видел в ней некую божественную сущность, это отражено и в имени героини. Барашкова - явная параллель агнцем, который традиционно считается символом Христа. А имя Настасья (Анастасия) же в переводе с древнегреческого означает «воскресшая». Следующий интересный момент - день рождения героини. В начале романа мы знаем точную дату - 27 ноября по старому стилю. Для чего такая точность была автору? На этот день приходится празднование иконы Божией Матери «Знамение». Да и финальную сцену романа, в которой подробно описано тело мертвой Настасьи Филипповны, можно визуально соотнести с Успением Пресвятой Богородицы. Достоевский - писатель религиозный, и для него такие отсылки имели значение.


Кто-то считает, что испытывать симпатию к Натастье Филипповне трудно, но я с этим искренне не соглашусь. Молодая красавица, чья пограничная организация психики позволяет ей жить только в буре страстей, втягивает и читателя в этот вихрь аффектов. Она не просто переживает личную драму — она разыгрывает ее при всех, чтобы ослабить внутреннюю боль. Ее жажда саморазрушения так велика, что просто не может быть переработана. Ее страсти взрывной волной окатывают всех, кто находится в радиусе ее переживаний.

И в каждом герое романа есть своя «Настасья Филипповна» — обманутая и страдающая. Но Настасья Филипповна - самый честный персонаж. Она делает все то, на что другие не решился бы. Именно поэтому остальные завороженно следуют за ней и становятся свидетелями разыгрываемой до трагического финала драмы, неспособные спасти ни ее, ни себя от яростного желания наказать хоть кого-то за сломанную судьбу.

А как вы думаете, Настасья Филипповна - отрицательный персонаж? Заслуживает ли она прощения и нужно ли оно ей?

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...