среда, 13 февраля 2019 г.

Материал для самостоятельного изучения 1 БИД ФК - Тема 2


Тема II.  РОМАНТИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И
 ЛИТЕРАТУРНОЕ НАПРАВЛЕНИЕ В РУССКОЙ ЛИТЕРАТУРЕ
НАЧАЛА XIX ВЕКА

1. Историческая почва русского романтизма.
2. Романтизм как художественный метод.
3. Основные течения и жанры русского романтизма.

Главным завоеванием русской литературы начала XIX века был романтизм. Примкнув к общеевропейскому литературному движению, русская литература вышла на новый рубеж своего существования, своего развития. Русский романтизм представлял собой национальную форму общеевропейского романтизма. 
Одной из предпосылок к возникновению русского романтизма стала Великая Французская революция. В европейском романтизме этого времени утверждается особая философия мировой скорби, вызванная ходом и исходом французской  революции. Революция оказалась карикатурой на обещания просветителей, ее лозунги претерпели существенную трансформацию, вместо феодального рабства появилась капиталистическая эксплуатация, буржуазное общество породило новые войны. Выразителем этого общеевропейского кризиса, философии мировой скорби  стал Д. Байрон. Поэтому европейский романтизм был проникнут своеобразным пессимизмом. Его отзвуки в Росси, конечно, были, но Россия шла к дворянской революции (декабристское движение), поэтому русских романтиков характеризовала вера в будущее. После поражения восстания декабристов русский романтизм тоже приобрел пессимистические черты (философское течение романтизма, в котором проявилось сближение с философией мировой скорби –  М.Ю. Лермонтов, у поздний Е.А. Баратынский, А.И. Одоевский).
Не только романтизм, но и предромантизм имел свои особенности, обусловленные национальной спецификой: связь с русским фольклором и древнерусской стариной придала предромантизму в России национально-самобытный облик. Предромантизм не сливается с романтизмом, их отличия существенны: цельная личность, назидательно-нравоучительные  тенденции, характерные для  предромантизма, были заменены романтиками образом противоречивой личности, скептицизмом в историческом мышлении, более глубоким постижением народности, а именно – духа народа.
В начале века наиболее очевидно он проявился в творчестве писателей, объединившихся в «Вольное общество любителей словесности, наук и художеств» (1801 – 1825. Расцвет пришелся на 1801 – 1807 годы; представители - И.П. Пнин, А.Х. Востоков, В.В. А.Ф. Попугаев,  А.Ф. Мерзляков, К.Н. Батюшков; близок к этому обществу был  Н.И. Гнедич).
Слова «романтизм», «реализм» часто употребляют в общем смысле, ничего конкретного в них не вкладывая. Все художественные методы (классицизм, сентиментализм, романтизм, реализм, натурализм)  имеют объектом своего исследования одно и то же - человека и окружающий его мир. Это двуединый объект изображения во всех художественных методах и направлениях. Понятие «художественный метод» представляет собой систему наиболее общих регулятивных творческих принципов создания художественного произведения, то есть это понятие теоретическое (тогда как «литературное направление» - это осуществление художественного метода на практике, в живом литературном процессе).  Методы и отличаются друг от друга,  прежде всего, способами, принципами  и характером изображения человека и окружающего мира – это центральная проблема литературоведения.
Для русской литературы этого периода характерен круг проблем, в решении которых проступает разница между художественными методами. Это проблема человека и среды, проблема соотношения идеала и действительности, проблема соотношения объективного и субъективного. Все эти три проблемы тесно связаны друг с другом. Если для реализма на первый план выходит проблема человека и среды, то для романтизма главной является проблема соотношения идеала и действительности. В решении этой проблемы для романтизма характерен принцип двоемирия. В произведениях романтиков мы встречаем резкое противопоставление идеала и действительности, превознесение идеала и резкая критика действительности. Этот принцип во многом определяет художественную структуру произведений романтиков, которые часто строятся на противопоставлении идеального и реального. В творчестве В.А. Жуковского это противопоставление осуществляется в форме антитезы – «здесь» (мир земной) и «там» (мир загробный). Идеальное начало вознесено над действительностью. В целом ряде стихотворений Жуковского «здесь» и «там» графически выделено курсивом.
Ярким примером такой антитезы является творчество М.Ю. Лермонтова (противопоставление земного и небесного), К.Н. Батюшкова (идеальный мир древней Эллады противопоставлен современной русской жизни), Н.В. Гоголя (героическое прошлое «Тараса Бульбы» противопоставлено мелкому настоящему «Как Иван Иванович поссорился с Иваном Никифоровичем»).
Часто у романтиков противопоставляются мир природы, естественного состояния человека и мир испорченной современной цивилизации (А.С. Пушкин «Кавказский пленник», «Цыганы», у Лермонтова во многих произведениях вплоть до  романа «Герой нашего времени», вспомним повести «Бэла» и «Княжна Мери» в составе романа).
Носителями идеального начала у романтиков часто  являются люди искусства, поэты, поэт противопоставлен толпе, черни даже у Пушкина (хотя у Пушкина это противопоставление имеет более широкий смысл). Уже в реализме эта проблема будет рассматриваться по-другому.
Вторая проблема – проблема человека и среды. Через ее решение выявляются черты и характер действительности. Эта проблема имеет три аспекта: 1. Характер изображения самого человека; 2. Способ изображения среды; 3. Характер связи, взаимодействия между человеком и средой.
Для романтиков характерно особое понимание человека. В человеке их интересует мир страстей, мир чувств, духовный мир, в отличие от классицистов, которым главным в человеке представлялся разум, рассудок. Человек у романтиков – это человек с мощными страстями, волевой, целеустремленный. Носителями  романтических качеств могли быть и отрицательные персонажи, поскольку главное – сами могучие страсти. Лермонтов ставит вопрос, каковы же эти страсти, но у него есть  и их поэтизация. Романтиков интересует мир страстей, но также есть и интерес к внутреннему миру человека. Романтики подготовили приход реализма с его принципом обусловленности человека средой, в отличие от классицизма, который вообще игнорировал проблему среды (у него отсутствовал и исторический подход), классицистов интересовал человек вообще.
Огромным завоеванием романтиков  было то, что они открыли мир истории, мир национальный и много сделали для постановки проблемы национального характера в литературе и искусстве. На смену абстрактному человеку классицизма пришел человек определенной нации,  национальной среды. Отсюда  - интерес к востоку, к истории России и к другим странам.
Писатели-романтики подошли и к проблеме воздействия среды на характер человека, нравы, быт, но подошли слишком общо. Мера воздействия среды на человека у них носит общий характер, и потому  нельзя говорить о конкретном историзме. Но именно романтизм подвел литературу к пониманию вопроса взаимодействия человека со средой. Правда, у романтиков герой вознесен над средой, не зависит от среды (из-за принципа двоемирия и особого характера романтического героя). В этом была и сила, и слабость романтиков: они не были связаны необходимостью мотивирования характера героя, характер представал уже готовым, статичным, и это позволяло представить необыкновенного героя.
Лермонтов, как и Пушкин, прошел путь от романтизма к реализму, но до конца своих дней остался и романтиком тоже (одновременно создавал реалистический роман «Герой нашего времени» и завершал романтические поэмы «Мцыри», «Демон»).
Проблема соотношения объективного и субъективного связана  в романтизме с самовыражением автора и отношением автора к герою. В романтизме представлен субъективный подход в решении проблемы  «автор и герой» и в нем – смысл романтического метода, специфика романтического мироощущения. В плане содержания герой (субъект) вознесен над действительностью, над «средними» людьми, то есть романтический герой – это герой-индивидуалист, носитель философии индивидуализма.  В плане структуры это сказывается в том, что герой очень близок к автору (или «alter ego» (лат.) – второе «я» автора). В романтической поэме герой обычно духовно близок автору, представляет собой его точку зрения на мир, его понимание вещей. Это, например, пушкинские Кавказский пленник, Алеко, герои   поэм Лермонтова, Рылеева, Козлова. Но эта близость чисто идейная, духовная и не распространяется до биографических рамок, прямого тождества между автором и героем. Этот субъективизм отражается и в стиле романтических произведений (например, в «Вадиме» Лермонтова).
В изображении картин природы романтикам также присущ субъективный подход. Как отметил В.Г. Белинский, пейзаж романтиков – это пейзаж их души, то есть это скорее впечатления от природы, а не изображение самой природы.
Все эти принципы создания художественных произведений нашли отражение в творчестве поэтов-романтиков 20-30-х годов XIX века. В русском романтизме, как уже было отмечено, было три течения – психологический романтизм, гражданский романтизм и философский романтизм. Первому некогда приклеили ярлык «пассивный, созерцательный» романтизм, а второй называли «активным, революционным».
Психологический романтизм представлен в творчестве В.А. Жуковского и поэтов его школы (И.И. Козлов «Чернец», А.И. Подолинский, В.И. Туманский и др.). Жуковский очень много сделал для придания поэзии психологической содержательности и глубины. Впервые в русской поэзии был раскрыт  внутренний мир души, были выработаны художественные средства для изображения этого мира. Термины «консервативный романтизм», «реакционный романтизм» не соответствовали пафосу и содержанию творчества В.А. Жуковского, который сыграл большую роль в поэтической судьбе Пушкина, был противником крепостного права, был независимым человеком с чувством собственного достоинства и заступался при дворе за опальных декабристов.
Поэзия Жуковского очень богата в жанровом отношении, до него такое количество жанров в русской лирике никто не разрабатывал (песни, послания, оды, элегии и мн.др.). Наиболее значительный вклад он внес в развитие и обогащение жанров элегии и баллады. Именно в них отчетливо выразились характерные черты поэзии романтиков и пафос гуманизма. Его основной идейный принцип – принцип свободы, не политической, гражданской, а свободы личности.
В философской элегии «Теон и Эсхин» есть такие слова:

«При мысли великой, что я  человек
Всегда возвышаюсь душою» (1).

А в напутствии новорожденному царю Александру II  писал:

«Да встретит он обильный честью век,
Да славного участник славный будет,
Да на чреде высокой не забудет
Святейшего из званий – человек!»

В жанре элегии и баллады Жуковский создал их классические образцы:  элегии - «Сельское кладбище», «Вечер», «Славянка», «Теон и Эсхин»; баллады – «Людмила», «Светлана», «Эолова арфа», «Ивиковы журавли», «Лесной царь» и др. (2.)
Элегии Жуковского свойственны следующие особенности структуры и содержания:
 1. Открываются элегии пейзажем, который является «пейзажем души», и этот пейзаж носит особый сентиментально-романтический характер (вечерний закат, осеннее увядание, лунный пейзаж и др.). Пейзаж субъективен и предает внутреннее психологическое состояние лирического героя, воспринимающего этот пейзаж.
2. В элегии присутствует «медитация» - элегическое, философское размышление на особые медитативные темы и мотивы – о хрупкости человеческой жизни, о всевластии души, воспоминания о молодости, любви и дружбе как высших ценностях жизни. Такой же круг мотивов и тем в балладах Жуковского, написанных на исторические ил фантастические сюжеты. Мир баллады у него немного похож на мир сказки.
В творчестве А.С. Пушкина отчетливо ощущаются следы влияния Жуковского («гений чистой красоты» в стихотворении «Я помню чудное мгновение» - выражение из стихотворения Жуковского; сон Татьяны в «Евгении Онегине», «Песнь о вещем Олеге»).
Крупнейший представитель другого  течения в романтизме – К.Ф. Рылеев. Особое выражение у поэтов гражданского романтизма получила проблема свободы. Речь шла не только о свободе личности, но и о гражданской свободе, борьбе с тиранией за народную свободу. Как поэт, Рылеев не сопоставим с Жуковским, его талант не успел развиться, да и сам Рылеев невысоко оценивал свой талант. В жанровом отношении его поэзия гораздо беднее. Это политическая лирика, агитационная лирика («К временщику», «Гражданин»), дума, ставшая у поэта одним из основных жанров.
 Рылеев написал двадцать пять дум, среди которых «Дмитрий Донской», «Иван Сусанин», «Державин», «Борис Годунов» и другие. Недостаток дум состоял в том, что в них отсутствовал историзм: сюжеты их были историческими, но подход  - не историческим. Для Рылеева точная историческая оценка оказалась несущественной. Думам предшествовали прозаические очерки об этих исторических деятелях, начинались они с описания исторического местного ландшафта, на фоне которого появлялся главный  герой, который должен был своей речью, рассказом о себе, своем прошлом воодушевить юношество и зажечь в нем «пламень гражданский». Заканчивалась дума назиданием. Однообразен был и стиль дум. Он совпадал с пафосом монолога героя. В думах часто нарушалась историческая истина.
Современники заметили, что все герои рылеевских дум похожи друг на друга и на самого Рылеева, назвав их «переодетыми декабристами». В последние годы перед смертью Рылеев работал над жанром поэмы. Одна из его законченных поэм – «Войнаровский».
Рылеев обладал скромным литературным талантом, но, тем не менее, было одно обстоятельство, которое придавало поэтическую силу его творениям – искренность и подлинность его переживаний.


Примечания
1. Жуковский В.А. «Теон и Эсхин» // Русская поэзия XIX – начала ХХ века. – М., 1987. – С. 71.
2. Задание студентам: прочитать указанные баллады и элегии к коллоквиуму по теме.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...