среда, 13 февраля 2019 г.

Материал для самостоятельного изучения 1 БИД ФК - Тема 3


Тема III. ЛИТЕРАТУРНОЕ ДВИЖЕНИЕ 30-Х ГОДОВ XIX ВЕКА.
РЕАЛИЗМ КАК ХУДОЖЕСТВЕННЫЙ МЕТОД И НАПРАВЛЕНИЕ

1. Основные жанры романтизма.
2. Литературное движение 30-х годов, зарождение реализма.
3. Реализм как художественный метод и направление.

Каждому художественному методу присуща своя жанровая система, которая с большей конкретностью помогает реализовать задачи этого метода. В классицизме, например, предпочтение отдавалось драматическим жанрам, а точнее – жанру трагедии. Вообще же доминантными были жанры трагедии, оды и героической поэмы, которые считались «высокими» жанрами, писавшимися «высоким стилем», в противовес «низким» жанрам  - комедии, сатире, басне, создававшимися «низким стилем».
У романтизма была своя жанровая система, и предпочтение отдавалось жанрам лирики – элегии, балладе, посланию. Происходит своеобразная «лиризация» других жанров, даже в романе, романтической повести и  поэме усиливается лирическое начало. Самым популярным жанром (или жанром-доминантой) был жанр романтической поэмы. Это относилось ко всем европейским литературам. Достаточно отметить, что за период с 1821 по 1825 год в русской литературе, по подсчетам историка литературы А.В. Жирмунского, было создано более 150 романтических поэм!
Романтическая поэма – это особый лирический жанр, важный шаг в модификации жанра поэмы. Значительных успехов романтизм достиг и в жанрах  исторического романа и романтической повести.
Характерен интерес к истории и к национальным обычаям, характерам, хотя конкретного историзма еще не было. Если родоначальником европейского исторического романа был Вальтер Скотт, оказавший огромное влияние на  русских писателей-романтиков, то первыми образцами исторического романа в России стали романы И.И. Лажечникова и М.Н. Загоскина. Следует отметить, что все классики русского реалистического романа (Гоголь, Пушкин, Лермонтов) отдали дань роману романтическому.
Значительные успехи были сделаны в области романтической драмы, наиболее яркие образцы которой создал М.Ю. Лермонтов («Маскарад», «Странный человек»). Но все же самым известным, популярным и распространенным  жанром была романтическая поэма.
Само понимание жанровой специфики «поэмы» исторически менялось (поэмы Гомера, жанр средневековой поэмы, поэма XVIII века, поэмы М.В. Ломоносова, В.К.Тредиаковского, Г.Р. Державина). Романтизм вдохнул в поэму новую жизнь. Романтическая поэма не имеет ничего общего с поэмами предшествующих эпох, за исключением того, что она продолжает оставаться большим сюжетным стихотворением. Преображение поэмы шло с внесением субъективности: романтическая поэма – не столько эпическая, сколько субъективная, лирическая, и важнейшим ее элементом становится самовыражение автора. Романтизм, хотя и сам боролся против канонов в поэтике, выработал устойчивые черты, признаки романтической поэмы. Каноническими поэмами можно считать поэмы Д. Байрона и А.С. Пушкина.
Само название «поэма» всегда имело содержательным смысл, а не только формальный (по форме – стихотворение большого размера) – «воспевание чего-либо, песнь о чем-то». Герой романтической поэмы – герой особого типа, романтический герой, который воспевается. Даже Гоголь назвал «Мертвые души» поэмой, имея в виду содержательный аспект   – воспевание  Руси, русского национального характера.
От поэмы следует отличать «повесть в стихах», которая как жанр возникла в 20-30-е годы XIX века (А.С. Пушкин «Домик в Коломне», «Граф Нулин», М.Ю. Лермонтов «Тамбовская казначейша»).
Романтическая поэма потому и была популярным жанром, что в ней выразились существенные тенденции времени, стремления эпохи, главная её идея – идея свободы, положенная в основу романтической поэмы. Идея свободы реализуется в идее свободного выбора романтического героя, сильной, могучей личности (причем романтики не вдавались в причинные объяснения, почему герой именно такой).
Важнейшей для романтиков была проблема национального колорита, поэтому действие романтических поэм часто происходило не в центральной России, а на Кавказе, в Крыму, в Финляндии, в Молдавии, в Сибири.
Важнейшим элементом романтической поэмы (структурным, композиционным) является особое положение главного героя. В поэме, как правило, один  главный герой, то есть романтическая поэма одногеройна. Основной конфликт романтической поэмы – конфликт отчуждения главного героя от своей среды. Кавказский Пленник бежит на Кавказ от суетного света, Алеко – от «неволи душных городов», Демон находится в ссоре с Богом.
Герой попадает в другую среду, иной мир, с которым тоже вступает в конфликт. Кавказский Пленник становится рабом, Алеко попадет в цыганский табор, где потом убивает Земфиру и ее любовника,  Демон пытается возродиться к новой жизни  с помощью любви к Тамаре.
Для романтической поэмы характерна особая «вершинная композиция» (термин А.В. Жирмунского – Е.М.)   –это один или два эпизода в судьбе героя, являющиеся кульминационными. Даже финал поэмы дается неоднозначно и часто остается открытым.
В связи с тем, что композиция носит «вершинный» характер, для романтической поэмы свойственно использование средств  драмы (поединок, дуэль, диалог  - в драматической форме).
В романтической поэме, как и в произведениях романтиков вообще, автор и герой находятся в особом соотношении. Чаще всего герой представляет автора в чувствах, переживаниях, в эмоционально-духовном плане, но биографической близости нет. Отсюда – особая атмосфера лиризма, пронизывающая поэму.
В чем своеобразие русской романтической поэмы? Возникла она под влиянием романтических поэм Байрона, Пушкин развивал открытия Байрона, но в самом содержании его поэм воплотились особенности таланта Пушкина, его мироощущения, его личности. У Пушкина  присутствует особый местный колорит, у Байрона – более общее изображение Востока; у Пушкина больше конкретности, несколько иное отношение к герою. Байрон действительно сливается с героем, он не ставит вопрос о направленности, содержании страстей. А.С. Пушкин задается вопросами: куда ведут страсти? К чему?
Для русского романтизма характерна самокритика. Принцип индивидуализма, по словам Н.А. Горбанёва, становится для русских романтиков проблемой.  
Есть ли границы у свободы? На этот вопрос Пушкин ищет ответ и в «Кавказском пленнике», и в «Цыганах». Алеко осужден Пушкиным за крайний индивидуализм, эгоизм, максимализм. Если у Пушкина Алеко осужден словами старого цыгана, отца Земфиры, то у Лермонтова Демон осуждается в особой форме критики романтического героя – в снижении его до быта.
Тридцатые годы XIX века – это время после 1825 года и до конца 30-х годов. Начало им положило поражение восстания декабристов, восшествие на престол Николая I, царствовавшего 30 лет, конец  обозначили гибель А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, А.И. Полежаева. В литературном плане – выходит первый том «Мертвых душ» Н.В. Гоголя и посмертное издание сочинений А.С. Пушкина.
Эта эпоха имела двойственный характер. С одной стороны, это была эпоха реакционная, так как после поражения восстания декабристов начался террор, гонения на свободную мысль, жестокая цензура. С другой стороны, эта эпоха стала эпохой разума, размышлений над уроками истории. В это время закладываются   основные течения русской мысли – славянофильство и западничество. Пятерых зачинщиков восстания  казнили, множество декабристов было сослано в Сибирь. Репрессии обрушились на кружки Н.В. Станкевича, А.И. Герцена, были закрыты журналы И.В. Киреевского, Н.И. Надеждина, Н.А. Полевого.
В борьбе с передовой идеологией царизм изобретал новые методы воздействия на умы, одним из таких методов стала попытка воздействия на умы при помощи теории, которая должна была «сплотить  мысли передовых людей». Разработкой теории занялся министр просвещения Уваров, которого  называли «министром умопомрачения». Эта теория основывалась на трех тезисах: «православие», «самодержавие», «народность» (под «народностью» понималось, что народ должен выступить в поддержку царя). Теория оказала тлетворное влияние на умы и вышла далеко за пределы той эпохи. Но царизм пытался привлечь умы не только теорией, но и наградами, перстнями. Так, например, Ф.В. Булгарин  получил бриллиантовый перстень за бульварный псевдоисторический роман.
В это же время происходит обдумывание уроков трагедии 14 декабря 1825 года. Потерпела поражение сама идеология декабризма. В чем же была ошибка декабристов? Декабристы были романтиками, стремились к идеалу, не задумываясь над тем, в каких отношениях он находится с действительностью. Декабристы не могли одержать победу, так как, при всей привлекательности их идей, они были оторваны от реальной жизни, от жизни простого народа.
Центральной проблемой философской и эстетико-литературной жизни 30-х годов становится та самая проблема соотношения идеала и действительности. Идеи должны базироваться на действительности, лишь тогда возможен их успех. Писатели «реализуют» эту проблему в особой форме – в решении этой проблемы они от романтизма переходят к реализму. То же самое происходит в философии: происходит своеобразное примирение с действительностью. Даже В.Г. Белинский испытывает драму примирения с действительностью, придя к выводу на основе гегелевских тезисов, что «все действительное – разумно, все разумное - действительно» (1).  Белинский приходит к выводу, что всё действительное – разумно, а значит разумно и самодержавие, и крепостное право, поэтому бороться с действительностью – безумие. На этих позициях критик стоит в период с 1837 по 1840 годы.
Таким образом, примирение с действительностью – тоже стало одним из уроков восстания.
Основная черта этого периода в литературе – постепенный переход от романтизма к реализму. Это был очень сложный процесс отрешения от романтических иллюзий, коренного изменения творческих принципов. В 30-е годы в литературе господствовал вульгарный романтизм, высокий романтизм шел на убыль. В поэзии главенствовал В.Г. Бенедиктов, в драме – Н.В. Кукольник. Начинает развиваться жанр русского исторического романа (А.С. Пушкин, М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголь, В.И. Даль, Н.Ф. Павлов).
Реалистическое крыло литературы 30-х годов было тесно связано с философскими поисками того времени, и в содержании произведений нашла отражение философская проблематика.
Сам романтизм также приобретает философские черты, развивается философское течение в романтизме (Ф.И. Тютчев, Е.А. Баратынский, В.Ф. Одоевский и др.). Поэты, писатели задаются вопросом о будущем России, о свободе воли, о предопределении.
Для литературы 30-х годов характерно использование условных форм, и эта тенденция идет еще от романтизма (использование поэтики романтизма в реализме). Условные формы – это гротескное, фантастическое начало в произведениях (например, у Гоголя, Пушкина, Лермонтова). Другая тенденция в развитии литературы сказывается в вытеснении поэзии прозой. Популярными жанрами становятся жанры романа и повести. Проза больше отвечает задаче реалистической литературы – задаче художественного исследования действительности. Основными жанрами в русской  литературе XIX  века  с этого времени станут жанры повести и романа.
В области критики разворачивается борьба между реакционной критикой и журналистикой («Северная пчела», Ф.В. Булгарин, О.И. Сенковский, Н.И. Греч) и философской критикой (Н.И. Надеждин, Д.В.  Веневитинов, И.В.  Киреевский). Продолжает отстаивать свои позиции романтическая критика (братья Н.А. и К.А. Полевые, А.А. Бестужев-Марлинский). В тесном сотрудничестве с философской критикой зарождается реалистическая критика В.Г. Белинского.
Следует отметить, что над теорией реалистического метода, принципами реализма работали и сами русские писатели. В 30-е годы самую глубоко разработанную систему реалистических воззрений мы встречаем у А.С. Пушкина.
Как мы уже отмечали, приход реализма в русскую литературу был  предопределен и самим романтизмом, и общественно-историческими причинами, и творчеством отдельных писателей (басни И.А. Крылова,  комедия А.С. Грибоедова «Горе от ума», в которой есть и элементы классицизма, и поэтика романтизма, но в целом – это произведение реалистическое; трагедия А.С. Пушкина «Борис Годунов», завершенная в 1825 году)
Наиболее важное значение имело развитие реализма в жанре романа. А.С. Пушкин начинает работать над первым русским реалистическим романом - романом «Евгений Онегин» в 1823 году. Окончательное торжество реализма как художественного метода относится уже к 40-м годам XIX века, когда он становится главным методом в русской литературе во всех жанрах, образовав даже литературную школу («натуральная школа», Ф.М. Достоевский, И.А. Гончаров, А.И. Герцен, А.В. Дружинин и др.).
Говоря о художественном методе вообще и о романтизме в частности, мы отмечали три важные проблемы, которые требовали своего решения: проблему соотношения идеала и действительности, проблему человека и среды и проблему соотношения объективного и субъективного. Для реализма первая проблема не являлась главной, на первый план была выдвинута проблема человека и среды и следующие её аспекты: 1. Какова концепция человека, принципы его изображения в произведении?; 2. Характер и способ изображения среды; 3. Как понимается взаимодействие человека со средой?
Во-первых, в отличие от классицизма и романтизма, которые исходили из определенного, но одностороннего понимания человека, для реализма характерно многостороннее изображение человека. Для классицистов главное в человеке – разум, рассудок, для романтиков – чувства, страсти, воля. При всей противоположности, эти установки – односторонни. Реализм предлагает всестороннее изображение человеческой личности, во всей ее сложности, противоречивости. Но этот принцип нельзя понимать буквально, так как отрицательный персонаж не может быть всесторонне развитой личностью. При всем этом, у каждого писателя – своя сфера писательского интереса, мир идей, психология. Так, например, Пушкин – всеобъемлющ, Л. Толстого привлекает сфера нравственности, Ф.М. Достоевский соединяет в себе интерес к миру идей, теорий, философии и нравственному миру человека.
Во-вторых, в реализме происходит качественный сдвиг в отношении к среде как к предмету художественного изображения. Классицисты, в принципе, вообще средой не интересовались, романтиков она привлекала как экзотический фон, на котором действовали герои и в связи с интересом к национальному своеобразию (так называемый «местный колорит»). У романтиков не всегда есть связь  в изображении человека и среды. Реализм ставит одной из своих главных задач задачу исследования среды, причем исследования конкретного. Меняется само понимание среды, которое значительно расширяет свои смысловые рамки, это, прежде всего, среда социальная, общественная.
В понятие среды реалисты включили такие составляющие, как происхождение героя, его семью, окружение, домашнее воспитание, образование, круг общественных интересов и занятий, карьеру, в конечном итоге,  - дух времени и состояние эпохи. И дело не только в интересе реалистов к самой среде. Изображение среды становится конкретно-историческим (данная среда, данное общество в данное конкретное время). Если у Н.В. Гоголя, например, в разных местах повести «Тарас Бульба» указано два разных века (как время действия), в «Ревизоре» время и обстановка устанавливаются в пределах одного десятилетия, то время действия в «Евгении Онегина» Пушкина устанавливается более конкретное, а в романах Тургенева даже указываются конкретные даты (2.).
Но не только конкретность, социальность среды отличает писателей-реалистов. Изображение среды уже не является самоцелью, оно необходимо, чтобы объяснить характеры героев. Реалисты исходят из материалистического учения, что человек является продуктом среды, среды общественной. Принцип зависимости, детерминированности человека   средой превращается в методологический принцип изображения среды вообще. Всё это обусловило переход к эпическим жанрам. В 30-е годы принцип зависимости человека от среды еще был лишен механистичности, считалось, что человек, хотя и является продуктом среды, может все же «выламываться» из неё. В 40-е годы он уже приобретает механистический характер, абсолютизируется, человек не может уйти от влияния среды (натуральная школа, В.Г. Белинский). Таким образом, своя эволюция была и в реализме.
Вторая проблема – проблема соотношения идеала и действительности    имеет у реалистов совершенно иную постановку вопроса. Возникает необходимость реалистически обосновать свой идеал, в частности, идеалы героев. Если писатель-реалист выводит в произведении положительного героя, то необходимо объяснить, под влиянием каких условий сформировался этот герой. Это была очень сложная задача. Так, например, Пушкин сначала намеревался изобразить семью Лариных чисто сатирически, но понял, что тогда не смог бы объяснить, как в такой семье могла появиться девушка с таким сильным характером – Татьяна Ларина.
В реалистическом искусстве есть разные формы, способы изображения идеала. Самая простая и доступная – изобразить положительного героя, но выражение идеала может иметь и «отрицательный характер» (например, у М.Е. Салтыкова-Щедрина, Н.В. Гоголя, в «Мертвых душах» которого идеальное начало проявляется только в лирических отступлениях и, кроме того, выводится методом «от противного». Во втором томе писатель потерпел поражение, так как не смог изобразить положительных героев).
Если в самом общем виде романтизм можно назвать методом субъективным, то реализм – объективным. Основная задача романтиков – самовыражение автора, реалистов – объективное изображение действительности. В 30-40-е годы эта установка на объективность выразилась в отделении автора от героя. В «Евгении Онегине», «Мертвых душах», «Герое нашего времени» фигурирует сам автор, для того, чтобы его не путали, не отождествляли с героем.
Объективность реализма сказывается в разных формах и на различных уровнях произведения. Важнейшим принципом реализма является принцип самодвижения, развития характера, сюжета, самовыражение идеи. Самодвижение характера означает, что характер героя не задан изначально, он развивается, не является статичным (как у романтиков), развивается под влиянием среды и в зависимости от окружающего героя мира, в зависимости от внутренних возможностей самого характера (у Пушкина, по первоначальному замыслу, Татьяна не должна была выходить замуж, но сам характер был создан  так, что это стало «возможно» по решению самой Татьяны в ходе сюжета). То же самое можно сказать и о самодвижении сюжета (Онегин влюбляется в Татьяну только после своего путешествия, а не в начале, как на каком-то этапе работы задумывал Пушкин).


Примечания

1. Гегель Г.-В.-Ф. – немецкий философ, представитель немецкой классической идеалистической философии, автор диалектической теории.
2. См., напр., начало романа И.С.Тургенева «Отцы и дети»: « – Что, Петр, не видать еще? – спрашивал 20 мая 1859 года, выходя без шапки на низкое крылечко постоялого двора на *** шоссе, барин лет сорока с небольшим, в запыленном пальто и клетчатых панталонах, у своего слуги, молодого и щекастого малого с беловатым пухом на подбородке и маленькими тусклыми глазенками» // И.С. Тургенев «Отцы и дети» // И.С. Тургенев Накануне. Отцы и дети. Степной король Лир. – Л, 1985. – С.133.


Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...