воскресенье, 17 февраля 2019 г.

Проблема героя времени в романах М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.


Проблема героя времени в романах
М.Ю. Лермонтова и Н.В. Гоголя.

Лермонтов и Гоголь явились создателями двух новых разновидностей реалистического романа, которые определили различные направления русской литературы. С творчеством Лермонтова связано психологическое направление; Гоголь пошел по пути социальному, подвергнув резкой и беспощадной критике общественный уклад жизни, задавивший «корой повседневности» высокое начало человека. Главный импульс творчества Лермонтова от первых романтических поэм до реалистического романа «Герой нашего времени» – история души человеческой. У Гоголя – это история среды, под влиянием которой происходит трансформация человека.
Творчество Лермонтова явилось высшей точкой развития русской поэзии послепушкинского периода и открыло новые пути в эволюции русской прозы. Лермонтов принадлежал к другому по­колению. Он вырос и определился как человек и поэт в тяжёлые годы, наступившие после разгрома восстания декабристов, и это наложило печать на его творчество. Герцен писал: «Лер­монтов всецело принадлежит к нашему поколению. Мы видели только казни и ссылки. Принуждённые к молчанию, сдерживая слёзы, мы выучились сосредоточиваться, скрывать свои думы... Мужественная грустная мысль никогда не покидала его чела – она пробивается во всех его стихотворениях...»
Поражение декабрьского восстания породило глубокие изменения в общественном сознании, шла переоценка просветительской философии и социологии, основанной на рационалистических началах, но поворот общества к новейшим течениям идеалистической и религиозной философии нес с собой одновременно и углубление общественного самоанализа, диалектическое мышление, обостренный интерес к закономерностям исторического процесса и органическим началам народной жизни.
Творчество Лермонтова чрезвычайно полно отразило новый этап эволюции общественного сознания, причем в ускоренном виде: вся его литературная жизнь (1828-1841) – 13 лет, за которые было написано более 400 стихотворений, около 30 поэм, 6 драм и 3 романа.
Можно условно обозначить несколько этапов творческой эволюции поэта. Провести строгую хронологическую грань между романтической и реалистической линиями творчества Лермонтова не представляется возможным, так как обе линии постоянно переплетаются, только доминирующей была сначала одна, а потом другая.
Вершинным произведением лермонтовского творчества является роман «Герой нашего времени». Он писался с 1838 по 1840 годы. Замысел романа о герое времени ставил перед автором ряд сложных художественных проблем, в том числе и проблему жанра. В русской литературе 30-х гг. большое распространение получили циклы повестей; роман Лермонтова по форме близок этому жанру. Части произведения представляют собой характерные для этого времени жанры, такие как «путевой очерк», «светская повесть», «кавказская новелла», «философская повесть». Новаторство писателя заключается в том, что он, сохранив жанровые признаки различных повестей, объединил их в единой, цельной романной форме. Строится роман по принципам, близким «вершинной композиции» байронической поэмы. Однако и этот принцип был переосмыслен им функционально и подчинен единому заданию – увидеть героя романа под несколькими углами зрения, глазами нескольких лиц, а затем предоставить слово ему самому, использовав форму дневника.
Главный герой романа, Печорин, – это человек последекабрьской эпохи, человек своего времени. Так же как Онегина, традиционно его относят к типу «лишнего человека». Действительно, между Печориным и Онегиным много сходства. Оба они – представители светского общества. Много общего в истории их молодости: вначале та же погоня за светскими удовольствиями, затем то же разочарование в них, та же попытка заняться наукой, чтением книг, та же владеющая ими скука. Так же как и Онегин, Печорин стоит выше окружающей его дворянской среды. Оба они являются типичными представителями мыслящих людей своего времени, критически относящихся к жизни и людям.
Но на этом сходство и кончается. Печорин – иной, чем Оне­гин, человек по своему духовному складу, он и живёт в других социально-политических условиях. Онегин жил в 20-е годы, до декабристского восстания, в пору общественно-политического оживления. Печорин – человек 30-х годов, времени разгула реакции. Онегин мог уйти к декабристам (что и думал по­казать Пушкин в десятой главе романа), Печорин был лишён такой возможности. Вот почему Белинский сказал, что «Онегин скучает, Печорин глубоко страдает». Положение Печорина тем трагичнее, что он и по натуре своей одарённее и глубже Онегина. Природная одарённость Печорина резко бросается в глаза читателям романа, которые видят в нём героя, намного возвыша­ющегося над другими персонажами. Эта одарённость проявляется в глубоком уме, сильных страстях и стальной воле Печори­на. Острый ум Печорина позволяет ему верно судить о людях, о жизни, критически относиться и к себе самому. Характеристики, даваемые им людям, точны и метки. Сердце Печорина способно глубоко и сильно чувствовать, хотя внешне он держится спо­койно. Печорин – сильная, волевая натура, жаждущая деятельности.
Индивидуализм Печорина отличается от индивидуализма Онегина. Онегин – как бы стихийный индивидуализм, эгоист поневоле. Печорин – индивидуалист принципиальный. Это осознанная программа жизненного поведения. В этом отношении Печорин выгодно отличается от Онегина. Он берет на себя всю тяжесть ответственности за свои поступки. Индивидуализм нужно рассматривать конкретно исторически – со знаком плюс и со знаком минус. С одной стороны, в эпоху реакции, Печорин – личность, охраняющая свой мир, свою свободу от окружающей среды.
С другой стороны, для Печорина окружающие люди – только средство.
Накануне дуэли, вспоминая всю свою прошедшую жизнь, Пе­чорин задумался над вопросом: зачем он жил, для какой цели родился? Отвечая на этот вопрос, он пишет в своём дневнике: «А, верно, она существовала и, верно, было мне назначение высо­кое, потому что я чувствую в душе моей силы необъятные». Но Печорин не нашёл этого своего «высокого назначения», не нашёл деятельности, достойной его «необъятных сил». Он тратит бога­тые силы свои на действия, его недостойные: разрушает жизнь «честных контрабандистов», похищает Бэлу, добивается любви Мери и отказывается от неё, убивает Грушницкого. Всем, с кем он соприкасается, он приносит горе или даже гибель: погибли Бэла и Грушницкий, несчастны Вера и Мери, до глубины души огорчён Максим Максимыч: сухая встреча его с Печориным за­ставила бедного старика страдать и усомниться в возможности искренних, дружеских отношений между людьми.
«Необъятные силы души» – и мелкие, недостойные Печорина поступки; он стремит­ся «любить весь мир» – и приносит людям одно лишь зло и не­счастье, наличие благородных, высоких стремлений – и мелкие чувства, владеющие душой; жажда полноты жизни – и полная безнадёжность, сознание своей обречённости.
Второй тип романа – романа социального (по определению В.Г. Белинского) – представлен «Мертвыми душами» Н.В. Гоголя. Задуманный по аналогии с «Божественной комедией» Данте (предполагалось три тома, условно обозначенные как «Ад», «Чистилище», «Рай»), он был полностью завершен только в первой своей части. В мае 1842 года книга вышла под названием «Похождения Чичикова, или Мёртвые души, поэма Н. Гоголя».
Гоголь задумал «Мертвые души» как «предлинный роман, который, кажется, будет сильно смешен». Но работа над «Мертвыми душами», захватывая новые стороны жизни, новых героев, заставляла предчувствовать возможности все более широкого развития произведения, и уже в 1836 году Гоголь называет «Мертвые души» поэмой. «Вещь, над которой сижу и тружусь теперь, – писал Гоголь Погодину из Парижа, – и которую долго обдумывал, и которую долго еще буду обдумывать, не похожа ни на повесть, ни на роман, длинная, длинная, в несколько томов, название ей «Мертвые души». Если Бог поможет выполнить мне мою поэму, то это будет первое мое порядочное творение. Вся Русь отзовется в нем». Указание на то, что главным предметом художественного исследования в его произведении является Русь, мы встречаем и во многих других высказываниях писателя. Традиционная форма романа, сосредоточенная на судьбе личности, не могла воплотить замысел Гоголя, и поэтому он называет свое произведение поэмой. На самом деле в «Мертвых душах» присутствуют оба начала: романное и поэмное. Произведение Гоголя – это роман о мертвых душах и поэма о России. Мотив дороги становится идейно-композиционным стержнем, организующим их единство, а Чичиков – их главным героем. Не случайно произведение начинается и заканчивается дорогой, по которой в начале романа едет бричка Чичикова, а в конце она волшебным образом превращается в Русь-тройку.
Павел Иванович Чичиков – новый герой для литературы 1840-х годов. Один из критиков этого времени, С. Шевырев, называет его «героем нашего времени», имея в виду время вторжения в русскую жизнь «меркантильного века». Интересно в этом плане сравнить два наставления, которые дают отец Гринева и отец Чичикова. «Береги честь…» и «Береги копейку…»
В одиннадцатой главе первого тома Гоголь подробно расска­зывает о жизненном пути Чичикова с рождения и до того момента, как он занялся скупкой мёртвых душ; как складывался характер Чичикова, какие жизненные интересы, сформировавшиеся в нём под влиянием окружающей среды, руководили его поведением. Служба в различных учреждениях развила и отшлифовала в Чичикове его природные данные: практический ум, ловкую изобретательность, лицемерие, терпение, умение «постигнуть дух начальника», нащупать слабую струнку в душе человека и уме­ло воздействовать на нее в личных целях, энергию и упорство в достижении задуманного, полную неразборчивость в средствах и бессердечность (брачная афера, казнокрадство, подлог, подделка завещания). Даже смерть людей используется им для собственного обогащения. Автор подчеркивает, что, обделывая свои нечистые делишки, Чичиков заботится о внешней благопристойности, – и это тоже характерная черта поведения буржуазного человека.
Внутренняя «многоликость» Чичикова под­чёркивается и его внешностью, описанной Гоголем в неопределенных тонах: «В бричке сидел господин, не красавец, но и не дурной наружности, ни слишком толст, ни слишком тонок…»
В то же время как герой поэмы Чичиков способен на высокие поэтические чувства, например, во время встречи с дочерью губернатора. Чичикову как герою поэмы Гоголь доверяет и свои размышления, которые не совсем соответствуют герою-плуту. На фоне «мертвых душ» помещиков-крепостников Чичиков выглядит не совсем пропащим человеком. Возрождение Чичикова должно было состояться во втором томе, где он также является героем, образующим сюжетное действие.
Продолжение работы над «Мертвыми душами» все больше осознается Гоголем как «подвиг», подвиг художника, гражданина и моралиста. «Подвиг» этот, по его представлению, заключался в том, чтобы показать
людям вслед за разоблачением «пошлости пошлого человека» и путь к возрождению человека или, по гоголевскому выражению, «пути» к «прекрасному». Это и должно было быть исполнено во втором томе «Мертвых душ».
Над вторым томом писатель работал с 1840 – 1852 годы. В 1845-м он впервые сжег готовый текст. К 1851 году закончил новый вариант тома – и сжег его 11 февраля 1852 года, буквально за несколько дней до смерти.
Главное отличие второго тома «Мертвых душ» состояло в некотором изменении самого жанра произведения. Первый том «Мертвых душ» по своему жанру – это роман-поэма, роман о похождениях Чичикова и поэма о России и русском народе. Во втором томе появляются признаки других разновидностей романного жанра (плутовского романа, социально-психологического романа, романа-воспитания, дидактического романа и романа-утопии), что обусловлено широтой замысла Гоголя и постановкой новых художественных задач. Появляются и новые герои, каких не могло быть в томе первом. Прежде всего, это Тентетников и Констанжогло, которых тоже в какой-то степени можно назвать героями времени. Присущее творчеству Гоголя противопоставление идеала и его искажения обнаруживается во втором томе в обрисовке и характеристике данных героев. Образ Тентетникова – центральный в новом замысле писателя. О его значительности говорит тот факт, что писатель доверяет именно ему размышлять над созданием сочинения, должного изобразить «всю Россию со всех точек…разрешить затруднительные задачи и вопросы… определить ясно ее великую будущность».
Тентетников – своего рода тип «лишнего человека», предвосхитивший героя Гончарова Обломова. Сложной структуре этого характера соответствует и необычайно сложная для «Мертвых душ» композиция этого образа. На фоне всех остальных образов он раскрывается с помощью множественных художественных средств. Он, по словам Гоголя, – «коптитель неба», не лишенный благородных порывов, пытавшийся служить, а затем устроить свое имение, но так ничего и не добившийся. Для автора «Мертвых душ» было недостаточно указать на эту важную типологическую черту Тентетникова. Он ставит вопрос: «Родятся ли уже такие характеры, или потом об­разуются, как порождение печальных обстоятельств, сурово обстанавливающих человека?» В качестве ответа на этот вопрос автор рассказывает исто­рию детства и воспитания героя – единственный раз в поэме в связи с характером помещиков. Судя по этому экскурсу в био­графию Тентетникова, автор склоняется ко второму решению, к тому, что именно «печальные обстоятельства» определили нега­тивную судьбу молодого героя, человека образованного, доброго по характеру и стремлениям, желавшего облегчить участь своих крестьян (он, подобно Онегину, уменьшил барщину, порвал с ок­ружающей помещичьей средой). Но именно неудача с проведением преобразований на селе и неразрешимость отношений с мужиками стала главной причиной его апатии.
Обещанный в конце первого тома «Мертвых душ» «одаренный божескими доблестями» муж явился во втором томе в образе Константина Федоровича Костанжогло. Это «идеальный» помещик, заботящийся не только о доходах, но и о благе своих мужиков. Он настолько прославился своими успехами в хозяйстве и огромными доходами, что окрестные крестьяне приходят к нему просить, чтобы он их купил. Кроме того, у него мужики отличаются не только трудолюбием, но даже «каким-то умным выражением лица». Он живет просто, сам в поте лица трудится, презирает роскошь, хотя писатель обращает внимание на то, что в его доме нет не только предметов роскоши, но и книг). Он противник всякого рода новшеств, фабрик, просвещения, больниц. Все это, по его мнению, совершенно ни к чему. Жизненная мудрость Костанжогло состоит в убеждении, «что в земледельческом звании человек нравственней, чище, благородней, выше». Устами Костанжогло Гоголь говорит о крестьянстве как самом здоровом сословии. С образом Констанжогло связана тема труда, которая занимает во II томе большое место и представляет собой самую развернутую утопию Гоголя – утопию организации творческого труда, должного объединить помещика с крестьянством привести всех к благосостоянию. Если в главе о Тентетникове писатель раскрыл сложность и по сути дела неразрешимость этой проблемы, то в образе Констанжогло он попытался дать свой рецепт ее положительного ре­шения. Но рецепт этот оказался утопическим, а образ Костанжогло – заданным и малоубедительным.
Проблема обличения николаевского государственного аппарата достигает во втором томе «Мертвых душ» своего апогея. В заключительной главе перед нами раскрывается потрясающая картина бюрократической вакханалии, чиновничьего произвола и беззакония, на фоне которой еще один «герой добродетели», генерал-губернатор, обращается к чиновникам с призывом вспомнить о своем долге. Изображение русской действительности в первом томе «Мертвых душ» представлялось Гоголю неполным, односторонним. Он считал необходимым раскрыть и положительное начало в этой действительности. Но каково оно и где его искать – Гоголь не знал, а это неотвратимо толкало его на путь «фальшивой идеализации» жизни.
Рекомендуемая литература
1.     Виноградов И. И. Философский роман Лермонтова. // Русская классическая литература. М., 1969. Электронный ресурс: http://sobolev.franklang.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=50:2011-03-03-20-15-02&catid=29:2011-02-12-20-11-13&Itemid=8
2.     Герштейн Э. Г. «Герой нашего времени» М.Ю. Лермонтова. М., 1976, Горбанев Н. А. Вершины русского романа. 1 часть.  Махачкала 2010.
3.     Лермонтовская энциклопедия. М., 1981. Электронный ресурс: http://feb-web.ru/feb/lermenc/default.asp?/feb/lermenc/lre/lre.html
4.     Мануйлов В. А. Роман М.Ю. Лермонтова «Герой нашего времени». Комментарий. М.-Л., 1966.
5.      Анненкова Е. Путеводитель по  роману Н. В. Гоголя «Мертвые души». М.,  2010.
6.     Белинский В. Г. «Похождения Чичикова или Мертвые души».  «Журнальные и литературные заметки. Несколько слов о поэме Гоголя. 7. Объяснение на объяснение по поводу поэмы Гоголя  «Мертвые души». Любое издание.
7.     Горбанев Н. А. Вершины русского романа Часть 1. Махачкала, 2001.
8.     Манн Ю. В. Поэтика Гоголя. М., 1978.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...