вторник, 21 июня 2022 г.

Как подтасовываются факты в публицистике

 

Яркий пример такой публицистики, в которой через каждый абзац – подтасовка фактов и навязывание читателю недостоверной информации, - биография Бориса Пастернака, написанная французским писателем Анри Труайя.

Вот один из примеров, в котором правда настолько изощренно переплелась с вымыслом, что я решила рассказать об этом. Автор пишет о том, что в 1956 году прошел 20 съезд КПСС, на котором был разоблачен культ личности Сталина:

«Последнее заседание XX съезда партии было ознаменовано выступлением нового хозяина Кремля, Никиты Хрущева...»

А далее автор говорит о том, что Александр Фадеев после этого съезда написал следующее письмо, в котором якобы осудил Сталина и сталинизм:

«Узнав о таком неожиданном и пока еще очень осторожном развитии внутренней политики СССР, Александр Фадеев, тогдашний председатель Союза советских писателей, написал письмо, в котором выразил свое отвращение к махинациям во властных структурах: «Не вижу возможности дальше жить, так как искусство, которому я отдал жизнь свою, загублено самоуверенно-невежественным руководством партии и теперь уже не может быть поправлено…
Литература — этот высший плод нового строя — унижена, затравлена, загублена. Самодовольство нуворишей от великого ленинского учения даже тогда, когда они клянутся им, этим учением, привело к полному недоверию к ним с моей стороны, ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды.»

А далее автор утверждает:

«Разделявший ужас Фадеева Пастернак тоже спрашивал себя, возможно ли, чтобы сталинизм умер вместе со Сталиным. Опыт научил его предусмотрительности и осторожности, и он предпочитал пока занять выжидательную позицию в трауре и не показывать ни радости, ни чересчур горьких сожалений.»

Перепутать с предсмертной запиской?

В действительности Анри Труайя намеренно все перепутал. Александр Фадеев писал такое письмо, но не после съезда КПСС в феврале 1956, а в мае (!) 1956 года. Более того, это письмо посвящалось не съезду, а это была ПРЕДСМЕРТНАЯ записка Фадеева (!) Не знать об этом Труайя не мог, ибо об этом знают все литературоведы, даже сам текст предсмертного послания знаменитого писателя многие знают наизусть. Более того, в письме Фадеев, критикуя Сталина, не пишет о том, что надеется, что «сталинизм мертв», а пишет прямо противоположное: как бы ни был плох сатрап-Сталин, хуже, чем Хрущев, быть уже просто не может:

«ибо от них можно ждать еще худшего, чем от сатрапа Сталина. Тот был хоть образован, а эти — невежды»

Признав это, признав, что новая власть не имеет никакого будущего, Фадеев совершает самоубийство. Заметьте, что он не делал этого при Сталине, - человеке, который всегда уважительно относился к нему как главе Союза писателей, человеке, которому Фадеев не боялся противоречить. В книге Труайя замалчивается тот факт, что Фадеев покончил с собой и написал столь эмоциональное письмо на фоне трехлетнего конфликта с Хрущевым, который грубо диктовал свою волю деятелям искусства.

Как насчет письма Б.Пастернака после смерти Сталина?

Умолчать о Фадееве в книге о Пастернаке это одно, скажете вы. Но А.Труайя умудрился умолчать даже о том, какое послание написал сам Борис Пастернак – Фадееву после смерти Сталина, послание, представляющее огромный интерес для любого, кто изучает историю, поскольку оно рушит все стереотипы и мифы о Сталине, а также мифы о положении Пастернака при Сталине:

"Как поразительна была сломившая все границы очевидность этого величия и его необозримость! Это тело в гробу с такими исполненными мысли и впервые отдыхающими руками вдруг покинуло рамки отдельного явления и заняло место какого-то как бы олицетворенного начала, широчайшей общности, рядом с могуществом смерти и музыки, могуществом подытожившего себя века и могуществом пришедшего к гробу народа. Каждый плакал теми безотчетными и несознаваемыми слезами, которые текут и текут, а ты их не утираешь, отвлеченный в сторону обогнавшим тебя потоком общего горя, которое задело и тебя, проволоклось по тебе и увлажнило тебе лицо и пропитало собою твою душу."

Вот такие строки посвятил Пастернак Сталину, совершенно добровольно, в личном письме другу. Такие моменты заставляют задуматься, насколько хорошо мы вообще осведомлены о том, что было на самом деле.

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...