вторник, 28 февраля 2023 г.

АМЕРИКАНСКИЙ РОМАНТИЗМ

 

 Американский романтизм: американская романтическая новелла

Американская литература – самая молодая из всех изучаемых нами литератур. Считается, что романтизм, по существу, первый этап в развитии этой литературы. Но чтобы быть точными отметим, что этому этапу в американской литературе предшествовало Просвещение. Просвещение и романтизм являются первым периодом в развитии американской литературы.

Национальное своеобразие американской литературы обусловлено особенностями формирования нации и исторического развития страны:

 - Колонизация: историческое развитие Соединенных Штатов Америки существенно отличается от развития европейских стран. В начале 17 века на североамериканском побережье высадились первые англичане пионеры), которые покинули родину из-за религиозных преследований. Колонии переселенцев быстро развивались, создавая свою культуру, ориентируясь на культуру европейскую. В конце 18 века они начали борьбу за свою независимость (1775-1783), которая практически была для Америки тем же самым, чем Французская революция для Европы. Чрезвычайно важен тот факт, что Америка (в значении США) с самого начала стала буржуазной  республикой, то есть в ней не было тех этапов феодализма, которые привели Европу к существенному изменению;

 - Многоэтнический состав Америки: аборигены, переселенцы, негры; вследствие этого в культуре Америки развивались различные культурные традиции и ценности; но в то же время, в связи с бурным экономическим развитием в стране появилось и рабство;

 - Пуританизм: на первом этапе развития он оказал мощное воздействие на все сферы жизни, в том числе и на литературу;

- Миф «американская мечта»

- убеждение рядовых американцев в том, что, благодаря своим возможностям, они сумеют реализовать свои желания в этом мире;

- Регионализм: формирование в разных регионах своих литературных школ; Американская литература начинается не с создания национального эпоса, а как литература письменная, в которой фольклор возникает лишь на позднейших стадиях развития. Она появилась в результате отпочкования от английской литературы и продолжала отдельные намеченные в ней тенденции.

Американское Просвещение

Американским Просвещением принято называть период революции и Войны за независимость. Колонисты всегда придавали большое значение просвещению не только в переносном, но и в прямом смысле слова. В обучении упор делался, прежде всего, на тех знаниях, которые были необходимы для последующей практической деятельности. В литературе эта тенденция проявилась в стремлении к документальному. Данная традиция – проникновение документалистики в литературу - была обусловлена прагматизмом американской философии и оказала огромное влияние на развитие американской литературы. Под влиянием этого обстоятельства сформировалась и определенная система жанров в американском Просвещении:

 Большое место занимала религиозная литература, которая была представлена такими жанрами, как нравоучительное эссе, проповеди, беседы на религиозные темы и т.д. Чаще всего это были печатные издания, которые положили начало американской публицистике (во многом это и влияние английской литературы 17 века).

Документальная литература была представлена в 3 вариантах: а) литература прикладного характера(дневники переселенцев, хроники жизни колоний); б) произведения, занимавшие промежуточное место между литературой и журналистикой – памфлеты, трактаты на различные темы, которые публиковались в альманахах (трактат Б.Франклина «Скромное рассуждение о природе и необходимости бумажных денег»); в) биографии знаменитых американцев как образцы для подражания. Политических деятелей, которые сыграли огромную роль в становлении американского государства, называли «отцами-основателями». К их числу относится Бенджамин Франклин (1752-1832). Это знаменитый ученый-просветитель, получивший известность в России, как говорили американцы, «человек, создавший себя». Показательна биография Франклина: выходец из многодетной семьи (1 из 17 детей). С детства начал работать - сначала изготавливал свечи в мастерской отца, потом стал учеником в типографии своего брата, занялся своим образованием – очень много читал. Впоследствии стал выдающимся ученым-физиком, организатором науки и образования, государственным деятелем, журналистом, писателем. Как журналист издавал альманах под названием «Альманах бедного Ричарда», предназначенный человека из 3 сословия.

Содержание и характер «Альманаха Бедного Ричарда» (1732—1758), определялись дидактическими целями, однако, в отличие от несколько прямолинейного назидания первых сочинений Франклина, наставления и советы в альманахе облекались в остроумную, занимательную форму, напоминавшую народные поговорки. Многие из них действительно вошли в обиход народной речи, дав толчок развитию национальной фольклорной  традиции, а образ Бедного Ричарда (хотя он и не является героем литературного произведения в обычном смысле слова) стал первым художественным образом, вошедшим в историю американской литературы. Чаще других переиздавалась часть альманаха, озаглавленная «Путь к изобилию» (1757), где были собраны рассуждения о пользе накоплений, бережливости, вреде транжирства.

Как писатель Франклин прославился своей «Автобиографией», которая предназначалась его сыну, а стала увлекательным чтением для многих. Она представляет собой описание фрагментов жизни Франклина в письмах, адресованных сыну. К сожалению, «Автобиография» не была завершена. В «Автобиографии» Франклин представил свою жизнь как жесткую систему самодисциплины. Он определил для себя 13 добродетелей: воздержание, молчаливость, порядок, решительность, трудолюбие, бережливость, искренность, справедливость, умеренность, чистота, спокойствие, целомудрие, скромность. Установил для себя самоконтроль – ежедневно в течение недели выставлял себе оценки по всем добродетелям. Считал, что «стремление к совершенству делает человека лучше и счастливее».

Романтизм в американской литературе принято делить на 3 периода: Ранний этап (1810-1830-е гг. ) Зрелый этап (конец 1830-середина 1850-х гг.), Финальный (поздний) этап (середина 1850- конец 1860-х гг.), то есть фактически весь 19 век, является в американской литературе романтическим.

Однако есть и другая точка зрения, которая гласит, что уже с середины романтизма мы можем усмотреть в творчестве американских романтиков элементы реализма. Ранний этап в американском романтизме представляют Фенимор Купер и Вашингтон Ирвинг. Главная тема творчества ранних романтиков – история Америки.

Вашингтон Ирвинг (1783-1859) – классик американской литературы, широко известный в Европе. Происходил из состоятельной семьи шотландских переселенцев. Его отец был участником Войны за независимость. Ирвинг получил имя в честь любимого президента. Получил хорошее образование, был адвокатом, американским атташе в Испании. Много путешествовал, 17 лет прожил в Европе. Хорошо знал европейские языки, романтическую европейскую литературу, особенно немецкую. Начал свою литературную деятельность как журналист.

В творчестве Ирвинга хорошо виден переход от Просвещения к романтизму. Освоил многие просветительские жанры, в частности жанр биографии: «Джордж Вашингтон», «История Колумба», «Жизнь Магомета», а также книги различных путешествий. По своему мироощущению Ирвинг был оптимистом. Отсюда юмор, комические ситуации в его произведениях. Как романтика его привлекало прошлое, различные необычные события, фольклор.

Фенимор Купер (1789 – 1851) Один из создателей американского романа. Разработал большое количество разнообразных жанровых форм: морской, исторический, социальный, фантастический, приключенческий романы. Но главными темами, как писал сам Купер, для него были «море, индейцы, история». О Купере часто говорят как о писателе второго ряда. Действительно, талант Купера не может быть поставлен в один ряд с талантом Эдгара По и других его современников. Купер происходил из семьи богатого землевладельца. Учился плохо, за что вскоре был отправлен отцом на службу простым матросом, дослужился до звания офицера. Вернувшись в свое поместье, стал писателем.

Каким был вклад Купера в американскую литературу? один из создателей американского романа. Разработал большое количество разнообразных жанровых форм: морской, исторический, социальный, фантастический, приключенческий романы. Но главными темами, как писал сам Купер, для него были «море, индейцы, история».

О Купере часто говорят как о писателе второго ряда. Действительно, талант Купера не может быть поставлен в один ряд с талантом По и других его современников. Купер происходил из семьи богатого землевладельца. Учился плохо, за что вскоре был отправлен отцом на службу простым матросом, дослужился до звания офицера. Вернувшись в свое поместье, стал писателем. Ф. Купер был автором первого американского исторического романа «Шпион» (1821), посвященной Войне за независимость. Приспособил вальтерскотовскую модель к американской действительности. Его главный герой – простой американец, торговец в разнос Гарви Берч, который как тайный агент Вашингтона выполняет разведчика, находясь в лагере противников колонистов. Причем другая сторона американцев- противников Вашингтона показана с такой же симпатией.

В традициях Вальтера Скотта создан образ смелого и умного Джорджа Вашингтона. Главной идеей романа становится прославление патриотизма Гарви Берча, который после победы колонистов отказывается от 100 дублонов, которые ему предлагают в награду. В романе много приключенческого начала, построенного на готическом материале. Главная заслуга Купера связана с созданием им пенталогии о Кожаном Чулке. Новая идея – введение «сквозных» (переходящих героев), создание цикла. История жизни 2 героев – пионера Натти Бампо и его друга индейца Чингачгука фактически становятся не столько историей их жизни, сколько историей Америки. История написания романов:

1 «Пионеры» (1823) – описание трагической судьбы старого Натти Бампо из-за его конфликта с переселенцами и смерть спившегося Чингачгука. 2. «Последний из могикан» (1826) – лучший роман этой серии. Герои в расцвете сил. Приключенческая история перемещения героев, где их постоянно ожидают опасности. Смерть Ункаса.

3. «Прерия» (1827) – смерть Натти Бампо. Возвращение к истории героев по просьбе читателей:

4. «Следопыт»(1840)

5. «Зверобой» (1841) - возвращение к молодости и зрелости героев. Значение пенталогии: - создание модели приключенческого романа в американской литературе; - постановка глубоких социальных проблем (проблема пионерства) и в то же время романтическая идея дружбы переселенцев и индейцев; - создание образа романтического индейца; - введение темы Природы, предстающей в разных ипостасях: как символ Красоты, как символ мудрости, как богатство Америки, как убежище человека в этом жестоком мире, как участник происходящих событий и т.д,

Эдгар Аллан По (1809 – 1849) представляет уже зрелый этап в американском романтизме. Это было время пессимистических настроений, ощущения приближающейся катастрофы (Гражданской войны между Севером и Югом), которая надолго разрушит «американский» дом. В литературе – это появление новых тем и проблем, связанных с интересом к человеческой душе. Это время изменений в американской жизни, когда особенно остро будет ощущаться стремление американцев к выгоде. Эдгар По как незаурядная личность, как человек чрезвычайно ранимый особенно глубоко ощущал свое одиночество в окружающей его «бесчувственной» среде. Огромное значение в жизни Э. По имела его собственная «горестная» судьба. Он часто ощущал свою близость к смерти в силу своего трагического мироощущения. Как писал Бальмонт: «Он редко улыбался и никогда не смеялся».

Драма жизни Э. По состояла в том, что он остался сиротой с детства. Он был сыном бродячих актеров, осиротевшим в двухлетнем возрасте. Его усыновила бездетная чета Алланов. В благодарность он принял их фамилию. Эдгар был принят главным образом по желанию миссис Аллан, которая очень  любила его и баловала. У По были счастливые и благополучные детство и юность (учеба в привилегированных заведениях, Виргинском университете). В университете он входил в число «золотой» молодежи, сорил деньгами и ни о чем не задумывался. Но вскоре отношения По с приемным отцом приобрели форму острого конфликта, и он отправился служить в армию (на флот), хотя в детстве панически боялся воды.

После смерти приемной матери По окончательно порвал с мистером Алланом. С этого времени его жизнь в корне изменилась. Он глубоко пережил смерть 3 глубоко любимых женщин: своей матери, миссис Аллан и горячо любимой жены Вирджинии, которая была его двоюродной сестрой и умерла от чахотки юной и прекрасной женщиной. Смерть Вирджинии стала для Э. По самым страшным ударом, от которого он фактически не мог оправиться. Его преследовали нищета, одиночество, изнурительный журналистский труд. В его жизни были и другие женщины, но ни одна из них не смогла заменить ему Вирджинию.

В утешение он пристрастился сначала к вину, потом – к наркотикам. И как следствие – его ранняя смерть (он был найден в беспамятстве на скамейке сквера, отвезен в больницу, где вскоре скончался). Большое значение для понимания творчества Э. По имеет тот факт, что он родился на Юге, много лет прожил в штате Вирджиния, где сложилась своя южная культура. В свое время в этот штат эмигрировали сторонники династии Стюартов. Это были представители древнейших аристократических семейств, так называемые «аристократы духа». Они решили устроить свою жизнь в штате на манер древнегреческого государства, занимались литературой и искусством. Тяжелая работа выполнялась рабами. Своим рабам они часто давали, возможно, в насмешку имена древнегреческих богов (Юпитер в «Золотом жуке»).

На рабство, которое осуждалось на Севере, на Юге смотрели иначе. Южане часто считали рабов членами своих семей. Эдгар По был противником отмены рабства. Этот образ жизни частично восстановлен в новелле «Падение дома Ашеров».   Э. По – поэт, новеллист, теоретик литературы, талантливый журналист, выдающийся мыслитель, то есть универсальная романтическая личность. Одной из главных тем его творчества является тема Разума. В своих произведениях По демонстрирует нам свои незаурядные умственные способности (пример: «Шахматный игрок Менцеля»).

Эдгар По был первым профессиональным американским литературным критиком. Его эстетические взгляды во многом основаны на идеях американского Просвещения и английских романтиков – Байрона, П.Б. Шелли, С. Колриджа, а из немцев – на идеях Гофмана.

Эстетическая концепция Э. По изложена главным образом в двух его работах: - «Философия творчества» (1846); - «Поэтический принцип» (1850, издан посмертно). Э. По часто читал свои лекции в различных американских штатах. Эстетические принципы Э. По могут быть применены как к его поэзии, так и к прозе. Эдгар По себя считал прежде всего Поэтом. Константин Бальмонт отмечал, что «язык, замыслы, художественная манера – все отмечено у Э. По яркою печатью новизны».

По принадлежат 4 сборника стихов: «Тамерлан и другие стихотворения», «Ворон» и другие стихотворения». Принципиально новым было у Э. По назначение поэзии – «дарить наслаждение», воздействовать на душу человека, приподнимая ее ввысь, передавать не поддающиеся рациональному определению ощущения и настроения (грусть, печаль, томление). 1. Главным предметом изображения в поэзии Э. По считал Прекрасное (Красоту). Но его представление о Прекрасном не всегда совпадало с общепринятым – Прекрасным могла быть и «поэтизация страдания», изображение смерти прекрасной возлюбленной, все производное от Любви и   Смерти.

Поэтическим могло быть пение птиц, вздохи ночного ветра, ропот леса. Обратимся к стихотворению Э. По «Аннабель Ли» (1849), которое относится к числу последних стихотворений поэта. Оно посвящено одной из главных тем в лирике По – теме смерти прекрасной возлюбленной. Автор лишает факт смерти героини привычного трагизма: напротив, он привносит в стихотворение оттенок возвышенности. Лирическая героиня предстает перед читателем как туманный образ, созданный с помощью только возвышенных эпитетов:

Это было давно, это было давно,

В королевстве приморской земли:

Там жила и цвела та, что звалась всегда,

Называлася Аннабель-Ли,

Я любил, был любим, мы любили вдвоем,

Только этим мы жить и могли.

И, любовью дыша, были оба детьми

В королевстве приморской земли.

Но любили мы больше, чем любят в любви,-

Я и нежная Аннабель-Ли,

И, взирая на нас, серафимы небес

Той любви нам простить не могли.

Необычна причина смерти Аннабель-Ли - «серафимы в раю» позавидовали их любви и унесли ее из этого мира:

«Ветер ночью повеял холодный из туч

И убил мою Аннабель-Ли».

В духе По смерть возлюбленной изображается как единственный способ обрести истинное счастье в Раю:

И в мерцаньи ночей я все с ней, я все с ней,

С незабвенной – с невестой_- с любовью моей-

Рядом с ней распростерт я вдали,

В саркофаге приморской земли.

2. Второй своей задачей По считал создание «тотального эффекта» в произведении, то есть такого воздействия на читателя, которое создается посредством различных компонентов текста: объема - он должен быть небольшим, если это новелла, и она должна быть прочитана в один присест; если это стихотворение, то поэт высчитывал определенное количество строк; начала произведения – которое должно предвещать читателю необычное развитие событий; места действия – чаще всего это замкнутое пространство; кульминации произведения. Национальное своеобразие художественной манеры Э.

По отметил еще Достоевский, который был в числе первых издателей  По в России. Он писал о нем: По «был вполне американец» в своих произведениях: свои самые фантастические произведения он подкреплял множеством достоверных фактов. Были попытка в нашем литературоведении определять метод По как «рационалистический» романтизм.

Так, например, в своей работе «Философия творчества» Э. По рассказывает о том, как создалось его знаменитое стихотворение «Ворон».

Новеллистика Эдгара По около 70 новелл.

Кроме того, он написал еще 2 повести. Новеллы Э. По принято классифицировать по жанровому признаку на 4 группы:

1. Детективные новеллы (сам По называл их логическими). Это новеллы - «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и другие. Главным героем в этих новеллах является обедневший аристократ, гениальный сыщик Огюст Дюпен. Почему действие происходит во Франции? Там появились первые сыщики.

Огюст Дюпен – романтик, влюбленный в «ночь», в «темноликую богиню». Даже днем он создает «ночь». В отличие от Гофмана, ночь у Э. По – самое поэтическое время суток, способствующее слиянию человека с Природой. Романтический дух Дюпена сочетается с его мощным Разумом, позволяющим ему, только благодаря своим способностям, разгадывать самые сложные преступления (примеры).

Эдгар По стал не только создателем детективной новеллы, но и ее теоретиком. Он вывел формулу детектива. В этой формуле мы отметим только самые главные пункты:

 1. Гвоздь повествования – таинственное преступление.

2. Разгадыванием тайны занимается сыщик-любитель, рядом с ним рассказчик, тривиально мыслящий человек.

3. Сыщик с самого начала знает столько, сколько и читатель.

4. Сыщику-любителю противостоит профессиональный сыщик, явно уступающий ему в умственных способностях.

5. Тайна должна удивлять читателя.

6. Нередко сыщик-любитель вынужден прибегнуть к инсценировке, чтобы преступник выдал себя.

7. Повествование заканчивается конечным объяснением, в котором описывается путь к истине.

Э.По создает и различные разновидности детективной новеллы: например, психологический детектив («Украденное письмо») и приключенческую повесть «Золотой жук», в которой детективное начало сочетается с приключенческим (почему приключенческая повесть – есть случайные обстоятельства, которые способствуют раскрытию тайны).

2. Психологические новеллы (другие названия – арабески, «мистические», «страшные»). Одна из главных тем этого цикла – тема Разума и Безумия с изображением психопатологических состояний человека. В свою очередь, эти новеллы можно разделить на подвиды:   

а) новеллы, в которых показывается торжество человеческого Разума над обстоятельствами (чаще всего, Страхом). «Колодец и маятник» - узник в тюрьме инквизиции. Главный акцент на ситуации. Самообладание героя. Ключевые слова: «надежда», «спастись». То же самое: «Низвержение в Мальстрем» - два героя - два варианта поведения: один пытается спастись, другой – смиряется со своей судьбой и гибнет.

б) новеллы-пародии, построенные на гротеске (сочетании комического и ужасного);

в) новеллы, в которых изображаются психические аномалии (представленные как борьба Добра и Зла в душе человека). Проблема Добра и Зла не случайно становится актуальной в литературе романтизма. Она возникает как следствие бурных событий эпохи. Некоторые из современников посчитали, что человек абсолютно свободен в своих поступках. Поэтому борьбу Добра и Зла, изображенную в разных вариантах, они объясняли «болезнью века». Эдгар По был другого мнения на этот счет. Он считал, что эта борьба изначально присуща человеку как тяготение человека к нарушению запрета (грех Евы). В ней писателя интересовал только один аспект – тяга к запрету как отклонение от психической нормы. Этот феномен По назвал «бесом противоречия» (вариант «демоном извращенности»). Данная тема раскрыта в таких новеллах, как «Черный кот», «Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров» и др. «Бес противоречия» - это, прежде всего, трагическое раздвоение личности, которое выражается в одновременном сочетании в душе человека любви и ненависти.

В этих новеллах Э. По, следуя традициям Гофмана, изображает «ночную» сторону человеческой души, которая долго скрыта, но под влиянием определенных обстоятельств вырывается наружу. Человек не в силах противиться этим мистическим силам. Очень часто По изображает распад   сознания, разрушение некогда прекрасной души, которая с ужасом осознает собственную порочность.

3. Комические новеллы, в которых описываются комические ситуации, в которые попадает (герой «Очки»: не желающий носить очки молодой человек влюбляется в свою прапрабабушку, но новелла заканчивается счастливо – он нашел свою возлюбленную, его прапрабабушка и другие решили его проучить).

4. Фантастические новеллы – «История с воздушным шаром» (перелет через Атлантический океан на воздушном шаре), «Необыкновенные приключения Ганса Пфааля» (о полете на Луну).

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...