Американский романтизм: американская романтическая новелла
Американская
литература – самая молодая из всех изучаемых нами литератур. Считается, что
романтизм, по существу, первый этап в развитии этой литературы. Но чтобы быть
точными отметим, что этому этапу в американской литературе предшествовало
Просвещение. Просвещение и романтизм являются первым периодом в развитии
американской литературы.
Национальное
своеобразие американской литературы обусловлено особенностями формирования
нации и исторического развития страны:
- Колонизация: историческое развитие Соединенных
Штатов Америки существенно отличается от развития европейских стран. В начале
17 века на североамериканском побережье высадились первые англичане пионеры),
которые покинули родину из-за религиозных преследований. Колонии переселенцев
быстро развивались, создавая свою культуру, ориентируясь на культуру
европейскую. В конце 18 века они начали борьбу за свою независимость
(1775-1783), которая практически была для Америки тем же самым, чем Французская
революция для Европы. Чрезвычайно важен тот факт, что Америка (в значении США)
с самого начала стала буржуазной
республикой, то есть в ней не было тех этапов феодализма, которые
привели Европу к существенному изменению;
- Многоэтнический состав Америки: аборигены,
переселенцы, негры; вследствие этого в культуре Америки развивались различные
культурные традиции и ценности; но в то же время, в связи с бурным
экономическим развитием в стране появилось и рабство;
- Пуританизм: на первом этапе развития он
оказал мощное воздействие на все сферы жизни, в том числе и на литературу;
-
Миф «американская мечта»
-
убеждение рядовых американцев в том, что, благодаря своим возможностям, они
сумеют реализовать свои желания в этом мире;
-
Регионализм: формирование в разных регионах своих литературных школ;
Американская литература начинается не с создания национального эпоса, а как
литература письменная, в которой фольклор возникает лишь на позднейших стадиях
развития. Она появилась в результате отпочкования от английской литературы и
продолжала отдельные намеченные в ней тенденции.
Американское
Просвещение
Американским
Просвещением принято называть период революции и Войны за независимость.
Колонисты всегда придавали большое значение просвещению не только в переносном,
но и в прямом смысле слова. В обучении упор делался, прежде всего, на тех
знаниях, которые были необходимы для последующей практической деятельности. В
литературе эта тенденция проявилась в стремлении к документальному. Данная
традиция – проникновение документалистики в литературу - была обусловлена
прагматизмом американской философии и оказала огромное влияние на развитие
американской литературы. Под влиянием этого обстоятельства сформировалась и
определенная система жанров в американском Просвещении:
Большое место занимала религиозная литература,
которая была представлена такими жанрами, как нравоучительное эссе, проповеди,
беседы на религиозные темы и т.д. Чаще всего это были печатные издания, которые
положили начало американской публицистике (во многом это и влияние английской
литературы 17 века).
Документальная
литература была представлена в 3 вариантах: а) литература прикладного
характера(дневники переселенцев, хроники жизни колоний); б) произведения,
занимавшие промежуточное место между литературой и журналистикой – памфлеты,
трактаты на различные темы, которые публиковались в альманахах (трактат
Б.Франклина «Скромное рассуждение о природе и необходимости бумажных денег»);
в) биографии знаменитых американцев как образцы для подражания. Политических
деятелей, которые сыграли огромную роль в становлении американского
государства, называли «отцами-основателями». К их числу относится Бенджамин
Франклин (1752-1832). Это знаменитый ученый-просветитель, получивший
известность в России, как говорили американцы, «человек, создавший себя».
Показательна биография Франклина: выходец из многодетной семьи (1 из 17 детей).
С детства начал работать - сначала изготавливал свечи в мастерской отца, потом
стал учеником в типографии своего брата, занялся своим образованием – очень
много читал. Впоследствии стал выдающимся ученым-физиком, организатором науки и
образования, государственным деятелем, журналистом, писателем. Как журналист
издавал альманах под названием «Альманах бедного Ричарда», предназначенный
человека из 3 сословия.
Содержание
и характер «Альманаха Бедного Ричарда» (1732—1758), определялись дидактическими
целями, однако, в отличие от несколько прямолинейного назидания первых
сочинений Франклина, наставления и советы в альманахе облекались в остроумную,
занимательную форму, напоминавшую народные поговорки. Многие из них
действительно вошли в обиход народной речи, дав толчок развитию национальной
фольклорной традиции, а образ Бедного
Ричарда (хотя он и не является героем литературного произведения в обычном
смысле слова) стал первым художественным образом, вошедшим в историю
американской литературы. Чаще других переиздавалась часть альманаха,
озаглавленная «Путь к изобилию» (1757), где были собраны рассуждения о пользе
накоплений, бережливости, вреде транжирства.
Как
писатель Франклин прославился своей «Автобиографией», которая предназначалась
его сыну, а стала увлекательным чтением для многих. Она представляет собой
описание фрагментов жизни Франклина в письмах, адресованных сыну. К сожалению,
«Автобиография» не была завершена. В «Автобиографии» Франклин представил свою
жизнь как жесткую систему самодисциплины. Он определил для себя 13
добродетелей: воздержание, молчаливость, порядок, решительность, трудолюбие,
бережливость, искренность, справедливость, умеренность, чистота, спокойствие,
целомудрие, скромность. Установил для себя самоконтроль – ежедневно в течение
недели выставлял себе оценки по всем добродетелям. Считал, что «стремление к
совершенству делает человека лучше и счастливее».
Романтизм
в американской литературе принято делить на 3 периода: Ранний этап (1810-1830-е
гг. ) Зрелый этап (конец 1830-середина 1850-х гг.), Финальный (поздний) этап
(середина 1850- конец 1860-х гг.), то есть фактически весь 19 век, является в
американской литературе романтическим.
Однако
есть и другая точка зрения, которая гласит, что уже с середины романтизма мы
можем усмотреть в творчестве американских романтиков элементы реализма. Ранний
этап в американском романтизме представляют Фенимор Купер и Вашингтон Ирвинг.
Главная тема творчества ранних романтиков – история Америки.
Вашингтон
Ирвинг (1783-1859) – классик американской литературы, широко
известный в Европе. Происходил из состоятельной семьи шотландских переселенцев.
Его отец был участником Войны за независимость. Ирвинг получил имя в честь
любимого президента. Получил хорошее образование, был адвокатом, американским
атташе в Испании. Много путешествовал, 17 лет прожил в Европе. Хорошо знал
европейские языки, романтическую европейскую литературу, особенно немецкую.
Начал свою литературную деятельность как журналист.
В
творчестве Ирвинга хорошо виден переход от Просвещения к романтизму. Освоил
многие просветительские жанры, в частности жанр биографии: «Джордж Вашингтон»,
«История Колумба», «Жизнь Магомета», а также книги различных путешествий. По
своему мироощущению Ирвинг был оптимистом. Отсюда юмор, комические ситуации в
его произведениях. Как романтика его привлекало прошлое, различные необычные
события, фольклор.
Фенимор
Купер (1789 – 1851) Один из создателей американского романа.
Разработал большое количество разнообразных жанровых форм: морской,
исторический, социальный, фантастический, приключенческий романы. Но главными
темами, как писал сам Купер, для него были «море, индейцы, история». О Купере
часто говорят как о писателе второго ряда. Действительно, талант Купера не
может быть поставлен в один ряд с талантом Эдгара По и других его
современников. Купер происходил из семьи богатого землевладельца. Учился плохо,
за что вскоре был отправлен отцом на службу простым матросом, дослужился до
звания офицера. Вернувшись в свое поместье, стал писателем.
Каким
был вклад Купера в американскую литературу? один из создателей американского
романа. Разработал большое количество разнообразных жанровых форм: морской,
исторический, социальный, фантастический, приключенческий романы. Но главными
темами, как писал сам Купер, для него были «море, индейцы, история».
О
Купере часто говорят как о писателе второго ряда. Действительно, талант Купера
не может быть поставлен в один ряд с талантом По и других его современников.
Купер происходил из семьи богатого землевладельца. Учился плохо, за что вскоре
был отправлен отцом на службу простым матросом, дослужился до звания офицера.
Вернувшись в свое поместье, стал писателем. Ф. Купер был автором первого
американского исторического романа «Шпион» (1821), посвященной Войне за
независимость. Приспособил вальтерскотовскую модель к американской
действительности. Его главный герой – простой американец, торговец в разнос
Гарви Берч, который как тайный агент Вашингтона выполняет разведчика, находясь в
лагере противников колонистов. Причем другая сторона американцев- противников
Вашингтона показана с такой же симпатией.
В
традициях Вальтера Скотта создан образ смелого и умного Джорджа Вашингтона.
Главной идеей романа становится прославление патриотизма Гарви Берча, который
после победы колонистов отказывается от 100 дублонов, которые ему предлагают в
награду. В романе много приключенческого начала, построенного на готическом
материале. Главная заслуга Купера связана с созданием им пенталогии о Кожаном Чулке.
Новая идея – введение «сквозных» (переходящих героев), создание цикла. История
жизни 2 героев – пионера Натти Бампо и его друга индейца Чингачгука фактически
становятся не столько историей их жизни, сколько историей Америки. История
написания романов:
1
«Пионеры» (1823) – описание трагической судьбы старого Натти Бампо из-за его
конфликта с переселенцами и смерть спившегося Чингачгука. 2. «Последний из
могикан» (1826) – лучший роман этой серии. Герои в расцвете сил.
Приключенческая история перемещения героев, где их постоянно ожидают опасности.
Смерть Ункаса.
3.
«Прерия» (1827) – смерть Натти Бампо. Возвращение к истории героев по просьбе
читателей:
4.
«Следопыт»(1840)
5.
«Зверобой» (1841) - возвращение к молодости и зрелости героев. Значение пенталогии:
- создание модели приключенческого романа в американской литературе; -
постановка глубоких социальных проблем (проблема пионерства) и в то же время
романтическая идея дружбы переселенцев и индейцев; - создание образа
романтического индейца; - введение темы Природы, предстающей в разных
ипостасях: как символ Красоты, как символ мудрости, как богатство Америки, как
убежище человека в этом жестоком мире, как участник происходящих событий и т.д,
Эдгар
Аллан По (1809 – 1849) представляет уже зрелый этап в
американском романтизме. Это было время пессимистических настроений, ощущения
приближающейся катастрофы (Гражданской войны между Севером и Югом), которая
надолго разрушит «американский» дом. В литературе – это появление новых тем и
проблем, связанных с интересом к человеческой душе. Это время изменений в
американской жизни, когда особенно остро будет ощущаться стремление американцев
к выгоде. Эдгар По как незаурядная личность, как человек чрезвычайно ранимый
особенно глубоко ощущал свое одиночество в окружающей его «бесчувственной»
среде. Огромное значение в жизни Э. По имела его собственная «горестная»
судьба. Он часто ощущал свою близость к смерти в силу своего трагического
мироощущения. Как писал Бальмонт: «Он редко улыбался и никогда не смеялся».
Драма
жизни Э. По состояла в том, что он остался сиротой с детства. Он был сыном
бродячих актеров, осиротевшим в двухлетнем возрасте. Его усыновила бездетная
чета Алланов. В благодарность он принял их фамилию. Эдгар был принят главным
образом по желанию миссис Аллан, которая очень
любила его и баловала. У По были счастливые и благополучные детство и
юность (учеба в привилегированных заведениях, Виргинском университете). В
университете он входил в число «золотой» молодежи, сорил деньгами и ни о чем не
задумывался. Но вскоре отношения По с приемным отцом приобрели форму острого
конфликта, и он отправился служить в армию (на флот), хотя в детстве панически
боялся воды.
После
смерти приемной матери По окончательно порвал с мистером Алланом. С этого
времени его жизнь в корне изменилась. Он глубоко пережил смерть 3 глубоко
любимых женщин: своей матери, миссис Аллан и горячо любимой жены Вирджинии,
которая была его двоюродной сестрой и умерла от чахотки юной и прекрасной
женщиной. Смерть Вирджинии стала для Э. По самым страшным ударом, от которого
он фактически не мог оправиться. Его преследовали нищета, одиночество,
изнурительный журналистский труд. В его жизни были и другие женщины, но ни одна
из них не смогла заменить ему Вирджинию.
В
утешение он пристрастился сначала к вину, потом – к наркотикам. И как следствие
– его ранняя смерть (он был найден в беспамятстве на скамейке сквера, отвезен в
больницу, где вскоре скончался). Большое значение для понимания творчества Э. По
имеет тот факт, что он родился на Юге, много лет прожил в штате Вирджиния, где
сложилась своя южная культура. В свое время в этот штат эмигрировали сторонники
династии Стюартов. Это были представители древнейших аристократических
семейств, так называемые «аристократы духа». Они решили устроить свою жизнь в
штате на манер древнегреческого государства, занимались литературой и
искусством. Тяжелая работа выполнялась рабами. Своим рабам они часто давали,
возможно, в насмешку имена древнегреческих богов (Юпитер в «Золотом жуке»).
На
рабство, которое осуждалось на Севере, на Юге смотрели иначе. Южане часто
считали рабов членами своих семей. Эдгар По был противником отмены рабства.
Этот образ жизни частично восстановлен в новелле «Падение дома Ашеров». Э. По –
поэт, новеллист, теоретик литературы, талантливый журналист, выдающийся
мыслитель, то есть универсальная романтическая личность. Одной из главных тем
его творчества является тема Разума. В своих произведениях По демонстрирует нам
свои незаурядные умственные способности (пример: «Шахматный игрок Менцеля»).
Эдгар
По был первым профессиональным американским литературным критиком. Его
эстетические взгляды во многом основаны на идеях американского Просвещения и
английских романтиков – Байрона, П.Б. Шелли, С. Колриджа, а из немцев – на
идеях Гофмана.
Эстетическая
концепция Э. По изложена главным образом в двух его
работах: - «Философия творчества» (1846); - «Поэтический принцип» (1850, издан
посмертно). Э. По часто читал свои лекции в различных американских штатах.
Эстетические принципы Э. По могут быть применены как к его поэзии, так и к
прозе. Эдгар По себя считал прежде всего Поэтом. Константин Бальмонт отмечал,
что «язык, замыслы, художественная манера – все отмечено у Э. По яркою печатью
новизны».
По
принадлежат 4 сборника стихов: «Тамерлан и другие стихотворения», «Ворон» и
другие стихотворения». Принципиально новым было у Э. По назначение поэзии –
«дарить наслаждение», воздействовать на душу человека, приподнимая ее ввысь,
передавать не поддающиеся рациональному определению ощущения и настроения
(грусть, печаль, томление). 1. Главным предметом изображения в поэзии Э. По
считал Прекрасное (Красоту). Но его представление о Прекрасном не всегда
совпадало с общепринятым – Прекрасным могла быть и «поэтизация страдания»,
изображение смерти прекрасной возлюбленной, все производное от Любви и Смерти.
Поэтическим
могло быть пение птиц, вздохи ночного ветра, ропот леса. Обратимся к
стихотворению Э. По «Аннабель Ли» (1849), которое относится к числу последних
стихотворений поэта. Оно посвящено одной из главных тем в лирике По – теме
смерти прекрасной возлюбленной. Автор лишает факт смерти героини привычного
трагизма: напротив, он привносит в стихотворение оттенок возвышенности.
Лирическая героиня предстает перед читателем как туманный образ, созданный с
помощью только возвышенных эпитетов:
Это
было давно, это было давно,
В
королевстве приморской земли:
Там
жила и цвела та, что звалась всегда,
Называлася
Аннабель-Ли,
Я
любил, был любим, мы любили вдвоем,
Только
этим мы жить и могли.
И,
любовью дыша, были оба детьми
В
королевстве приморской земли.
Но
любили мы больше, чем любят в любви,-
Я
и нежная Аннабель-Ли,
И,
взирая на нас, серафимы небес
Той
любви нам простить не могли.
Необычна
причина смерти Аннабель-Ли - «серафимы в раю» позавидовали их любви и унесли ее
из этого мира:
«Ветер
ночью повеял холодный из туч
И
убил мою Аннабель-Ли».
В
духе По смерть возлюбленной изображается как единственный способ обрести
истинное счастье в Раю:
И
в мерцаньи ночей я все с ней, я все с ней,
С
незабвенной – с невестой_- с любовью моей-
Рядом
с ней распростерт я вдали,
В
саркофаге приморской земли.
2.
Второй своей задачей По считал создание «тотального эффекта» в произведении, то
есть такого воздействия на читателя, которое создается посредством различных
компонентов текста: объема - он должен быть небольшим, если это новелла, и она
должна быть прочитана в один присест; если это стихотворение, то поэт
высчитывал определенное количество строк; начала произведения – которое должно
предвещать читателю необычное развитие событий; места действия – чаще всего это
замкнутое пространство; кульминации произведения. Национальное своеобразие
художественной манеры Э.
По
отметил еще Достоевский, который был в числе первых издателей По в России. Он писал о нем: По «был вполне
американец» в своих произведениях: свои самые фантастические произведения он
подкреплял множеством достоверных фактов. Были попытка в нашем литературоведении
определять метод По как «рационалистический» романтизм.
Так,
например, в своей работе «Философия творчества» Э. По рассказывает о том, как
создалось его знаменитое стихотворение «Ворон».
Новеллистика
Эдгара По около 70 новелл.
Кроме
того, он написал еще 2 повести. Новеллы Э. По принято классифицировать по
жанровому признаку на 4 группы:
1.
Детективные новеллы (сам По называл их логическими). Это
новеллы - «Убийство на улице Морг», «Тайна Мари Роже» и другие. Главным героем
в этих новеллах является обедневший аристократ, гениальный сыщик Огюст Дюпен.
Почему действие происходит во Франции? Там появились первые сыщики.
Огюст
Дюпен – романтик, влюбленный в «ночь», в «темноликую богиню». Даже днем он
создает «ночь». В отличие от Гофмана, ночь у Э. По – самое поэтическое время
суток, способствующее слиянию человека с Природой. Романтический дух Дюпена
сочетается с его мощным Разумом, позволяющим ему, только благодаря своим
способностям, разгадывать самые сложные преступления (примеры).
Эдгар
По стал не только создателем детективной новеллы, но и ее теоретиком. Он вывел
формулу детектива. В этой формуле мы отметим только самые главные пункты:
1. Гвоздь повествования – таинственное
преступление.
2.
Разгадыванием тайны занимается сыщик-любитель, рядом с ним рассказчик,
тривиально мыслящий человек.
3.
Сыщик с самого начала знает столько, сколько и читатель.
4.
Сыщику-любителю противостоит профессиональный сыщик, явно уступающий ему в
умственных способностях.
5.
Тайна должна удивлять читателя.
6.
Нередко сыщик-любитель вынужден прибегнуть к инсценировке, чтобы преступник
выдал себя.
7.
Повествование заканчивается конечным объяснением, в котором описывается путь к
истине.
Э.По
создает и различные разновидности детективной новеллы: например,
психологический детектив («Украденное письмо») и приключенческую повесть
«Золотой жук», в которой детективное начало сочетается с приключенческим
(почему приключенческая повесть – есть случайные обстоятельства, которые
способствуют раскрытию тайны).
2.
Психологические новеллы (другие названия – арабески,
«мистические», «страшные»). Одна из главных тем этого цикла – тема Разума и
Безумия с изображением психопатологических состояний человека. В свою очередь,
эти новеллы можно разделить на подвиды:
а)
новеллы, в которых показывается торжество человеческого Разума над
обстоятельствами (чаще всего, Страхом). «Колодец и маятник» - узник в тюрьме
инквизиции. Главный акцент на ситуации. Самообладание героя. Ключевые слова:
«надежда», «спастись». То же самое: «Низвержение в Мальстрем» - два героя - два
варианта поведения: один пытается спастись, другой – смиряется со своей судьбой
и гибнет.
б)
новеллы-пародии, построенные на гротеске (сочетании комического и ужасного);
в)
новеллы, в которых изображаются психические аномалии (представленные как борьба
Добра и Зла в душе человека). Проблема Добра и Зла не случайно становится
актуальной в литературе романтизма. Она возникает как следствие бурных событий
эпохи. Некоторые из современников посчитали, что человек абсолютно свободен в
своих поступках. Поэтому борьбу Добра и Зла, изображенную в разных вариантах,
они объясняли «болезнью века». Эдгар По был другого мнения на этот счет. Он
считал, что эта борьба изначально присуща человеку как тяготение человека к
нарушению запрета (грех Евы). В ней писателя интересовал только один аспект –
тяга к запрету как отклонение от психической нормы. Этот феномен По назвал
«бесом противоречия» (вариант «демоном извращенности»). Данная тема раскрыта в
таких новеллах, как «Черный кот», «Сердце-обличитель», «Падение дома Ашеров» и
др. «Бес противоречия» - это, прежде всего, трагическое раздвоение личности,
которое выражается в одновременном сочетании в душе человека любви и ненависти.
В
этих новеллах Э. По, следуя традициям Гофмана, изображает «ночную» сторону
человеческой души, которая долго скрыта, но под влиянием определенных
обстоятельств вырывается наружу. Человек не в силах противиться этим
мистическим силам. Очень часто По изображает распад сознания, разрушение некогда прекрасной души,
которая с ужасом осознает собственную порочность.
3.
Комические новеллы, в которых описываются комические
ситуации, в которые попадает (герой «Очки»: не желающий носить очки молодой
человек влюбляется в свою прапрабабушку, но новелла заканчивается счастливо –
он нашел свою возлюбленную, его прапрабабушка и другие решили его проучить).
4.
Фантастические новеллы – «История с воздушным шаром»
(перелет через Атлантический океан на воздушном шаре), «Необыкновенные
приключения Ганса Пфааля» (о полете на Луну).
Комментариев нет:
Отправить комментарий