вторник, 21 марта 2023 г.

Реализм в европейских литературах. Французский реализм

 

  Реализм в европейских литературах. Французский реализм

В 1820-1830 годы в европейской литературе параллельно романтизму формируется новое литературное направление – реализм. Расцвета это направление достигает в 1830-1840-е гг., в первую очередь, во французской и английской литературах. Реализм, как любое другое литературное направление, тесно связано с политическими событиями. Если романтизм был реакцией на возникновение буржуазных отношений, то реализм – реакция на их углубление, а точнее, на проявление оборотной стороны буржуазных отношений – жесткой конкуренции, стремления к выгоде, беспощадной борьбы за выживание.  

Одновременное сосуществование двух направлений – романтизма и реализма – особая проблема литературы 19 века. Долгое время в советском литературоведении два этих художественных метода трактовались как абсолютно противоположные. Но уже и тогда многие исследователи сравнивали их с двумя сообщающимися сосудами. Главное расхождение между романтизмом и реализмом заключается в различии их философских и социальных воззрений. Например: в проблеме судьбы личности в современном обществе романтики основной акцент делали на индивидуальности своих героев, на их противопоставлении современному обществу. Реалисты же изображали человека обычного, который оказывался в ситуации необходимости приспособиться к своей среде. «Приспособиться», «пробиться любой ценой», «занять свое место под солнцем» - эти выражения Стендаля и Бальзака стали ключевыми в литературе реализма.

Общим для романтиков и реалистов было их критическое отношение к современности. Но критика романтиков носила морально-этический характер. Они любили изображать раскаявшихся злодеев и не сломившихся идеальных героев. Они предлагали различные способы уничтожения зла в мире с помощью добра, любви и поэзии.

Критика реалистов носила научный характер (не случайно Бальзака назвали доктором социальных наук). Овладев методами точных наук, которые бурно развивались в тот период, реалисты стремились изучить основные законы общества, найти причинно-следственные связи между многими общественными явлениями.

Новым в реализме стало:

- появился интерес к повседневной жизни обычного человека;

- более достоверным стало изображение реальности в ее противоречиях;

 - реалисты представили более сложное изображение человека (принцип социального детерминизма), то есть мотивацию социального и психологического поведения человека такими факторами, как его происхождение и влияние окружающей среды, национальное начало, культурные привычки, врожденные и приобретенные качества характера и т.д.).

Жанровая система реализма

19 век – «век романа». Почему? Только роман мог полно и всесторонне отобразить современный мир во всех его новых проявлениях. Появляются новые жанровые разновидности романа 19 века:

социально-психологический роман;

роман воспитания (его новая модификация во французской литературе – роман карьеры);

исторический реалистический роман;

женский роман;

детективный роман.

Самое большое место в нашем курсе будет занимать французская и английская литературы как самые выдающиеся литературы этого периода. Французская реалистическая проза Х1Х века.

 Во французской реалистической прозе отчетливо просматриваются два этапа: - ранний (конец 1820-х – 1848гг.) - представлен творчеством Бальзака и Стендаля; - зрелый (1848 – 1871 и до конца эпохи) – представлен творчеством Флобера. Творчество Мериме является связующим звеном между этими двумя эпохами.

Ранний реализм характеризуется глубоким психологизмом. Ведущим жанром в нем становится роман, а особая острота в изображении современного общества объясняется близостью раннего реализма к романтизму. Ранние реалисты описывали преимущественно дворянское общество эпохи Реставрации Бурбонов (1815-1830) и Июльской монархии (1830-1848), противостояние разорившихся дворян и обогатившихся за время революции буржуа.

Этот социальный конфликт разрешился только в 1830 году победой буржуазии, когда на трон был посажен буржуазный король Луи Филипп.   Важнейшей темой во французской литературе раннего реализма станет тема - история молодого человека. Впервые она была представлена в литературе ХУШ века. Большое внимание этой теме уделили и французские романтики. Ярким примером является роман Б. Констана «Адольф». В литературе романтизма главным содержанием подобных произведений были духовные поиски молодых незаурядных героев. В эпоху реализма главный акцент был сделан на карьере молодого героя, на его необходимости приспособиться к современному обществу. Стендаль и Бальзак описывают два очень близких и в то же время различных варианта истории молодого человека. Общим между ними становится тип героя-арривиста (карьериста). Это герои, которые мечтают о карьере, но, прежде всего, о славе. Это обстоятельство объясняется честолюбием молодых французов Х1Х века, подражающих Наполеону. Истории героев реализуются в жанре социально-психологического романа Х1Х века, созданного на основе романа воспитания ХУШ века. Во французской литературе этот роман воспитания стал называться «романом карьеры». Сюжет такого произведения распадается на ряд этапов в жизни героев, главным из которых становился выбор жизненного пути, «путь наверх». Применительно к французской литературе мы можем говорить о нескольких вариантах истории молодых людей, чья история, главным образом, зависит от их происхождения: это

- история обедневшего дворянина знатного рода;

- история сына богатого буржуа;

- история незаурядного плебея.



Оноре де Бальзак (1799 – 1850)

Бальзак - один из великих писателей Х1Х века. Гениальность писателя проявилась в глубочайшем анализе современного общества и современного человека, а также в создании новой модели литературного творчества. Путь Бальзака в литературу был нелегким. Он был писателем буржуазного происхождения. Приехал в Париж, чтобы стать юристом, но увлекся литературой. Так как его родители не одобрили его выбор, он поначалу вел нищенскую жизнь. Чтобы заработать денег, в течение 10 лет он написал в разных популярных жанрах и под различными псевдонимами около 20 произведений. Бальзак - пример колоссальной работоспособности: днем он вел светскую жизнь, а писал ночью, подкрепляя себя огромным количеством кофе. Считается, что эта напряженная жизнь и стала причиной его ранней смерти. Новой моделью литературного творчества писателя стало создание «Человеческой комедии» (1829 – 1850).

По словам Бальзака, это – «единая книга о Франции 19 века», в которой каждый том всего лишь страница этой книги. Исследователи называют эту грандиозную эпопею романом-фреской. Писатель вводит в нее новые способы соединения материала:

- под одним названием особым образом объединено около 100 произведений, в основном прозаических;

- тексты соединяются между собой с помощью «переходящих («возвращающихся») героев и открытых концов произведения.

По Бальзаку, «Человеческая комедия» – это, прежде всего, модель современного мира. Первым обращением к истории молодого человека у Бальзака является роман «Шагреневая кожа» (1831). Роман занимает особое место в «Человеческой комедии». Это – социально-философский роман. «Шагреневую кожу» исследователи творчества Бальзака назвали «материнской клеткой» «Человеческой комедии»: в романе впервые обозначены как прообразы многих бальзаковских героев (молодой человек, дворянин, нувориш, журналист и писатель, куртизанка, которые станут героями его будущих романов) и почти все основные темы и проблемы его будущих произведений.

В основе сюжета - история главного героя Рафаэля де Валантена, потомка обедневшего, но знатного рода. Такая ситуация, когда герой из провинции приезжает в Париж, чтобы «пробиться наверх», в бальзаковедении получила название «бальзаковской» ситуации.

Сюжет романа организован по принципу «китайской шкатулки»: перед нами описываются два этапа жизни главного героя, вложенные друг в друга. В своих романах Бальзак почти всегда изображает только два варианта судьбы молодого человека:

1. путь «честной бедности»;

2. путь «утраченных иллюзий», то есть приспособления к обстоятельствам.  

Первый эпизод жизни Рафаэля де Валантена описан в традициях социального романа. В начале своего пути герой выбирает путь «честной бедности». Как и Жюльен Сорель, герой Стендаля, он вступает в борьбу с современным обществом. Главным двигателем этой части романа становится страсти героя - желание покорить высший свет, добиться любви Феодоры, львицы светского общества. Бальзак любил изображать как «возвышенные» (любовь, творчество), так и «низменные» страсти (стремление к выгоде, предательство, подлость). Очень часто он изображает борьбу страстей в одном человеке. Эта борьба завершалась либо «укрощением» страстей, либо «порабощением» ими. Что касается Рафаэля, то его планы не осуществились, и он решает покончить жизнь самоубийством.

В предисловии к роману Бальзак писал о том, что его роман - это «формула нашей жизни», «принципы поведения современного человека», которые раскрываются на примере жизни Рафаэля де Валантена.

Второй эпизод в истории героя начинается с того момента, когда он по своему желанию становится обладателем шагреневой кожи, волшебного талисмана, который исполняет все его желания, но взамен забирает его жизнь. Главным двигателем этого эпизода в жизни героя становится талисман. И роман переходит в жанр философского произведения. Философское содержание романа – это высшая степень обобщения человеческого поведения.

В основу сюжета положен мифологический мотив: мечта человека об исполнении желаний. Этот мотив связан с такими философскими проблемами, как смысл жизни, различные формы человеческого бытия, проблема выбора жизненного пути и др. Автор акцентирует наше внимание на особенностях поведения человека, который торопится жить, и даже его трагический опыт не способен его остановить. Философом в романе перед нами предстает антиквар - мудрец и в то время искуситель, наблюдающий легкомыслие молодого человека. Как мудрец он хочет уберечь его от страшной ошибки, но в то же время искушает его.

Он открывает ему «великую тайну человеческой жизни», которая состоит в следующем: «Человек истощает себя безотчетными поступками - из-за них и иссякают источники его бытия. Все формы этих двух причин смерти сводятся к двум глаголам - желать и мочь». Но между этими двумя пределами человеческой деятельности, говорит антиквар, находится иная формула, коей обладают только мудрецы. Это – глагол «знать»: «Желать – сжигает нас, «мочь» - разрушает, но «знать» - дает нашему слабому организму возможность вечно пребывать в спокойном состоянии». «Знать», по мнению антиквара, - это «соблюдать чувство меры». Но богатый житейский опыт антиквара не останавливает Рафаэля. Он хочет снова поддаться своей страсти – он «хочет жить, не зная меры!» Он не верит словам антиквара о том, что его самоубийство «только отсрочено».

Герой безумно мечтает об исполнении своих желаний, а теперь ему доступна лишь жизнь улитки. Шагреневая кожа в романе становится многозначным образом. Из множества его значений для нас важны два:

а) шагреневая кожа как символ жизненной силы, данной человеку при рождении. Она убывает как с любым желанием, так и с каждой мыслью. Поэтому только от человека зависит, как ею распорядиться;

б) шагреневая кожа как символ исполненных желаний: в ней воплощается мечта человека соединить «желать» и «мочь», но она оказывается смертельной для человека.

Таким образом, в романе перед героем ставится проблема выбора: какой из 2 путей выбрать? - яркую жизнь, наполненную исполненными желаниями? - или «путь идеальных наслаждений», который выбрал для себя антиквар? Бальзак не пытается дать ответ на поставленную философскую проблему, так как третьего пути человеку не дано. Он лишь констатирует, что у каждого из способов бытия есть свои «плюсы» и «минусы», но за все надо платить!

Таким образом, рассматривая проблемы общечеловеческие, Бальзак в то же время раскрывает перед нами и трагедию современного человека.

История молодого человека представлена и в одном из лучших произведений Бальзака – романе «Отец Горио». По словам Бальзака, это роман - «драма», в котором описано «изящное отцеубийство». В одном из своих писем он назвал это произведение «чудовищно печальной вещью». Романы Бальзака почти всегда многосюжетны. Этот факт можно объяснить стремлением автора создать полную картину современного общества. Каждый сюжет представляет свою тему, и только название произведения подсказывает нам, какая из тем для автора наиболее важна в этом произведении.

Несмотря на то, что главной темой романа является трагедия отца Горио, история молодого человека Эжена де Растиньяка представлена также обширно. Эжен де Растиньяк – провинциал, приехавший покорять Париж. Выбор жизненного пути в романе воспитания – всегда важнейшая стадия в жизни молодого человека. Учителями Растиньяка становятся его дальняя родственница госпожа де Босеан, каторжник Вотрен и буржуа Горио. Все они выходцы из разных слоев общества, но все те планы, которые они предлагают герою, - циничны. Главное, что их объединяет, это возможность сделать карьеру только нечестным путем.

В результате Эжен де Растиньяк, так ранее сочувствовавший отцу Горио, становится соучастником его «изящного отцеубийства». Только в отличие от дочерей, он в этом романе искренне ощущает свою вину перед отцом Горио. Но он не осуждает их, а, напротив, решает подражать им. Судьба Растиньяка – пример обманчивого счастья, купленного ценой утраты своих моральных качеств Он самый известный и самый типичный для того времени герой. Роман «Отец Горио», в отличие от романа Стендаля, является ярким образцом «романа совращения», варианта романа карьеры. Об этом  свидетельствует последующая история героя, которая будет описана писателем в дальнейшем еще почти в двадцати романах.



Проспер Мериме (1803-1870)

между романтизмом и реализмом Мериме вошел в историю мировой литературы, прежде всего, как выдающийся новеллист, как мастер краткого и лаконичного повествования. Его литературное наследие невелико: один исторический роман, около десяти пьес и около двадцати новелл и повестей. Главными увлечениями Мериме были театр, литература, история и национальный характер. П. Мериме происходил из семьи художников. Получил прекрасное образование, в том числе и юридическое. Работал государственным чиновником – главным инспектором исторических памятников Франции.

В его новеллах мы часто встречаемся с повествованием от первого лица. В большинстве случаев изображенный там археолог, историк или филолог - сам писатель. Раннее творчество Мериме развивается в русле романтизма; он влюблен в театр, создает пьесы, преимущественно драмы.

В литературу молодой писатель вошел двумя своими литературными мистификациями (то есть литературными подделками). Первая из них – «Театр Клары Гасуль» (1825), сборник пьес, написанный, якобы, испанской актрисой Кларой Гасуль.

В действительности, автором пьес был сам Мериме, который, опираясь на традиции испанской драматургии, написал эти произведения. Второй мистификацией Мериме стал сборник «Гюзла» («Гусли» (1827), в который вошли 29 баллад западных славян. Она была создана после изучения автором баллад в библиотеке и выдана за собранный автором фольклорный материал.

Несмотря на обман автора, современники высоко оценили эти мистификации. Некоторые из баллад покорили даже Пушкина, который высоко оценил их качество и включил их в свой сборник «Песни западных славян».

 Новеллы Просперо Мериме 

Жанр новеллы был весьма популярен в литературе романтизма. Главный акцент в новелле был сделан на незаурядности романтического героя, его переживаниях.

Реалистическая новелла 19 века сделала главный акцент на психологии современника. Вклад Мериме в жанр новеллы состоял в следующем: он изменил структуру новеллы, создав так называемую «удвоенную», или эллипсную, новеллу, в которой два скрытых, но равноправных центра, помогающих раскрытию друг друга. Он также разработал новые жанровые разновидности новелл: экзотические; «светские»; фантастические. Но, по существу, все его новеллы, по существу, были психологическими новеллами. Экзотические новеллы - с них началось новеллистическое творчество писателя. Материалом для экзотических новелл стали занимательные истории из жизни нецивилизованных народов – корсиканцев, цыган, басков, туземцев и др.

Такой материал предоставлял автору возможность создать экстремальную ситуацию, невозможную для цивилизованного общества, выявить особенности национального характера, что представляло особый интерес для Мериме. Одной их самых интересных новелл этого сборника является – новелла «Маттео Фальконе».

Действие новеллы происходит на Корсике, родине Наполеона, что имеет принципиальное значение. Жители этого острова, как пытается показать автор, отличаются сильным – корсиканским характером. Новелла начинается с описания маки – густых зарослей, которые являются «прибежищем для тех, кто не в ладах с законом»: «Если вы убили человека, бегите в маки… вы проживете там в безопасности… деньги вам нужны только для приобретения пороха – вас спрячут и дадут все необходимое» - таковы законы маки. Эта экспозиция новеллы имеет важное значение.

Маттео Фальконе тоже не в ладах с законом, и подчиняется законам маки. Его любимый сын Фортунато в отсутствии родителей не только не дал приют  бежавшему преступнику, но и предал его дважды: первый раз, когда он спрятал преступника за деньги, второй - когда выдал его карабинерам за часы. Вернувшийся домой и узнавший о предательстве сына Маттео Фальконе выводит сына за околицу и вершит над ним суд, убивая его за двойное предательство. Без информации о суровых законах маки поступок Маттео выглядел бы сумасшествием, а при такой структуре Маттео предстает перед нами как герой, для которого законы маки оказываются выше отцовских чувств.

В этой ранней новелле Мериме предстает перед нами уже и как психолог. Он использует как прямую, так и косвенную формы психологического анализа. Например: жест (прямая форма психологического анализа) указывает на жестокие страдания Фальконе: преданный Фортунатто преступник плюет на порог его дома со словами «Дом предателя!» Комментарий автора: «Только человек, обреченный на смерть, мог осмелиться назвать Фальконе предателем… Однако Маттео поднес только руку ко лбу, как человек, убитый горем». Или употребление косвенной формы психологического анализа: «даже не взглянув на труп, Маттео пошел за лопатой». Вряд ли читатель будем трактовать этот поступок Маттео как жестокость – это страшное горе отца, осознавшего, что он убил собственного сына. Чувства героя никак не обнаруживаются, но читатель может их домыслить на основе своего духовного опыта. Справедливость казни Фортунато подтверждается низкими поступками подростка, хотя Фортунатто и очень молод – ему всего 10 лет. Главная идея новеллы – показать нравственный максимализм главного героя, который противопоставляется законам современного общества.

К числу экзотических новелл относится и позднейшая новелла П. Мериме «Кармен» (1845). По структуре это уже удвоенная новелла. Первым центром здесь является история любви Кармен и Хосе, а вторым – этнографический очерк жизни цыган, без которого не был бы понят смысл новеллы.  

В основу сюжета новеллы положена история трагической любви цыганки Кармен и баска Хосе. Оба героя горды, что становится препятствием в их отношениях. Герои любят друг друга, но их разделяют разные нравственные ценности, обусловленные их национальными характерами: для Кармен главной ценностью является свобода, для Хосе – семья и семейные ценности. Обреченность их отношений показана уже в начале новеллы на уровне внешних деталей, которые у Мериме всегда имеют особое значение. Представление Хосе о женщине – это длинная синяя юбка, длинные косы, покорность мужу. Кармен же одета в короткую красную юбку, на ней дырявые шелковые чулки, красные туфли с бантами, а в волосах цветок, то есть она цыганка во всем - в своей одежде, в своих чувствах, в своем поведении.

Образ цыганки не впервые изображается во французской литературе - вспомним Эсмеральду. Несмотря на то, что церковниками она была названа «колдуньей», «женщиной-дьяволом», в действительности героиня Гюго идеальна. Кармен предстает перед нами как настоящая «женщина-дьявол», перед которой мало кто может устоять - настолько сильно ее обаяние. Она может позволить себя унижать безумно влюбленного в нее Хосе, насмешливо называя его «мой мальчик» или «моя канарейка». Любовь Хосе к Кармен в литературе называется роковой, или слепой, любовью. Ради нее он становится бандитом, вором, контрабандистом, убийцей. Он знает, что она его обманывает, но ничего не может поделать с собой.

Кармен изображается автором как сложный характер. С одной стороны, она предстает перед нами как характер возвышенный, но скрывающий это: она многое делает для Хосе, которого искренне любит, но никогда его ни в чем не упрекает. С другой – она открыто обманывает его, становясь любовницей многих, но всегда может так приласкать Хосе, что он ей все прощает. Мы встречаемся с изображением сложного любовного чувства. Особенно эффектен конец новеллы, где Кармен покупает свою свободу ценою своей смерти: «Кармен всегда будет свободна. Еще любить тебя я не могу.   Жить с тобой я не хочу». И она погибает от рук Хосе, который, одержимый страстью, закалывает ее ножом. В этих новеллах писатель широко использует местный колорит, разрабатывает разные варианты национального характера, вводит, наряду с реалистическим, и романтическое начало.

«Светские новеллы» - в них описывается преимущественно жизнь современного французского общества, очень часто – дворянского. Самые известные новеллы этого цикла: «Этрусская ваза», «Арсена Гийо». Создавая новеллы в духе французской психологической школы, П. Мериме выделяет в качестве главной проблему молодого человека. Он описывает судьбу «лучших» из этого общества - одиноких, страдающих и, как правило, погибающих в этом мире.

 

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...