четверг, 23 марта 2023 г.

Английский реализм (Ч. Диккенс).

 

    Английский реализм  (Ч. Диккенс).

 

Формирование английского реализма приходится на начало викторианской эпохи. Так в британской истории принято называть эпоху правления королевы Виктории, которая, взойдя на престол в 1837 году, царствовала вплоть до 1901 года. Это эпоха экономического расцвета Англии: происходит мощное развитие индустрии, рост городов, развитие науки, формирование среднего класса, успешно осуществляется колониальная политика Англии. С другой стороны, историки описывают викторианскую эпоху как эпоху сомнений и разочарований.

Индустриализация остро поставила проблему нищеты и привела к обострению социальных конфликтов, кульминация которых приходится на чартизм – политическое движение, главные требования которого касались введения всеобщего избирательного права и защиты экономических интересов рабочих. Развитие науки опровергает незыблемость библейских истин. Так, теория Ч. Дарвина, труд которого «Происхождение видов» вышел в свет в 1859 году, опровергает тезис о том, что человек – результат божественного творения, противопоставляя ему тезис о том, что человек является результатом эволюции естественного мира. В области этики это время сосуществования разных концепций.

С одной стороны, оформляется идеология утилитаризма, в рамках которой культивируются индивидуалистические качества и такие формы поведения, которые могут обеспечить человеку успех и счастье. С другой стороны, формируется идеология «приличного поведения», в рамках которой провозглашается обязательность следования общепринятым приличиям. На этой почве возникают знаменитая викторианская преданность ритуалам, традициям, сложившимся принципам пуританского мировоззрения, культ дисциплины и порядка. Викторианская литература, с одной стороны, воспроизводит эту систему ценностей, а с другой стороны, подвергает ее критическому осмыслению.   

Литература английского реализма очень специфична по сравнению с литературой французского реализма. Эту специфику мы разберем, во-первых, на примере творчества двух классиков английской литературы – Ч. Диккенса и У. Теккерея, чья литературная деятельность охватывает несколько десятилетий в развитии английского реализма: литературный дебют Диккенса состоялся в 1833 году, а его последний незаконченный роман датирован 1870 годом. Теккерей приходит в литературу в 40-х годах, а умирает в 1863 году, также не завершив своего последнего произведения. Во-вторых, обратимся к творчеству английских писательниц сестер Шарлотты и Эмили Бронте, главные произведения которых были созданы в 40-е годы.



Чарльз Диккенс (1812–1870) Основные факты жизни и творчества

В литературу Диккенс пришел из журналистики, получив заказ на создание серии нравоописательных очерков от редакции одного из лондонских журналов, где и было опубликовано его первое произведение – «Очерки Боза» (1836). Деятельности репортера предшествовали самые разные способы заработка: финансовая несостоятельность отца, который был заключен в долговую тюрьму, вынудила Диккенса оставить школу и сначала работать на фабрике сапожной ваксы, а затем – посыльным, писцом, стенографистом и, наконец, газетным репортером. Роман, сделавший Диккенса знаменитым – «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836–1837), также вырос из издательского заказа: Диккенсу было предложено сделать сопроводительный текст к серии рисунков известного художника. Творчество Диккенса 30–40-х годов отличает оптимистический взгляд на мир. В ранних нравоописательных произведениях («Очерки Боза», «Записки Пиквикского клуба») он нашел свое выражение в юмористической тональности повествования и в вере в неизбежность поражения зла перед лицом доброты и бескорыстия.    

 В романе «Приключения Оливера Твиста» (1837–1838) эта установка получает свое выражение в мелодраматическом разрешении конфликта: злые герои в финале романа несут заслуженное наказание, а добрый герой (Оливер Твист) обретает счастье. Эта же установка явственна и в цикле «Рождественские повести» (1842–1848). В одной из повестей этого цикла («Рождественская песнь в прозе») Диккенс, утверждая безусловность семейных ценностей, изображает абсолютное преображение скряги в доброго человека. Утопическая тональность отличает и роман «Домби и сын» (1848), герой которого – утилитарист, во имя процветания фирмы презревший чувства к своей семье, – в финале романа изображается чудесно преобразившимся и прощенным.

Творчество Диккенса 50–60-х годов отличает отход от утопизма раннего периода. Это находит свое выражение в отказе от прямолинейного деления персонажей на добрых и злых, в углубленном интересе к психологии «сложного» героя, в усложнении самой формы романа. В позднем творчестве Диккенса психологическая линия часто сочетается с детективной, детальное изображение повседневной жизни – со сложной символикой, завершенность истории – с финалом открытого типа. Самые знаменитые романы этого периода – «Жизнь Дэвида Копперфилда» (1850), «Большие надежды» (1861), «Тайна Эдвина Друда» (1870, не законч.).

Свои эстетические взгляды Диккенс, как правило, излагает в предисловиях или других фрагментах произведений. Так как творческий путь Диккенса был продолжительным и охватывал почти четыре десятилетия, его эстетика была подвижной. В 30-е годы функцию искусства Диккенс связывал с необходимостью поддерживать в человеке неизменную веру в победу добра над злом, «несмотря на самые неблагоприятные обстоятельства и тяжелые препятствия» (как он пишет в предисловии к роману «Приключения Оливера Твиста»). На этой почве и произрастает тяготение раннего Диккенса к гротескным персонажам, сказочному сюжету преображения отрицательного человека в положительного, однозначному нравственному пафосу (исследователи  его определили как «христианский гуманизм»), мелодраматизму и счастливым концовкам.

Позднее (начиная с «Домби и сына») складывается установка на адекватное изображение общественной жизни, на познание законов буржуазного мира, на достоверную передачу человеческих чувств, что ведет к тем изменениям в творчестве 50–60-х годов, которые мы описали выше. Недаром в предисловии ко второму изданию романа «Домби и сын» Диккенс объясняет суть финальной метаморфозы мистера Домби, очевидно, будучи не вполне удовлетворен тем, как это получилось в самом тексте романа. При этом он настаивает на достоверности изображения психологии героя, несмотря на то, что сама история является вымышленной. Осуществить правдивое раскрытие психологии героя оказалось возможно, объясняет Диккенс, благодаря способности автора «пристально и тщательно наблюдать человеческие характеры». Итак, нравственная установка в утверждении «долга» литературы поддерживать в человеке веру в победу добра сменяется установкой исследовательской.

Для более подробного разбора обратимся к романам, принадлежащим к разным периодам в творчестве Диккенса: «Приключения Оливера Твиста» и «Большие надежды». Сопоставление их будет тем более выразительно, что оба романа обращаются к истории ребенка. (Диккенс считается автором, открывшим тему детства в романистике.)

 В предисловии к роману «Приключения Оливера Твиста» (1837) Диккенс сопрягает две задачи: показать «суровую и голую правду» и «продемонстрировать, как принцип добра всегда в конце концов торжествует». Первая задача (безусловно, реалистическая) находит свое выражение в описании жизненного пути Оливера и того страшного социального фона, на котором разворачивается его история (работный дом, лавка гробовщика, путь в Лондон, воровской притон). Вторая задача, формулировка которой свидетельствует о романтических основах миропонимания автора, реализуется в концепции характера героя и концепции завершения его истории. В соответствии с реалистической логикой детерминации, герой в той или иной форме должен   испытать на себе действие той социальной среды и тех социальных обстоятельств, которые составляют контекст его жизни. Однако в романе Диккенса реалистическая логика не действует: его герой, несмотря на криминальную среду обитания, ее воздействию не поддается (даже вопреки целенаправленным усилиям Монкса развратить его душу) и сохраняет свою добродетель. Недаром Оливера Твиста принято именовать сказочным героем. Тем более что завершение его истории также выстроено в соответствии с логикой сказки: герои-злодеи в финале романа терпят поражение, а Оливер обретает счастье и благополучие.

В романе «Большие надежды» (1860) юный герой уже изображен в процессе внутренних изменений, как носитель меняющегося, взрослеющего сознания. Роман построен как повествование от первого лица: повествователем является зрелый человек, который описывает события своего детства и своей юности с высоты обретенного жизненного опыта. Свои поступки многолетней давности он подвергает умудренно-иронической оценке. При этом акцент делается именно на внутренней эволюции. Недаром сам повествователь в собственной истории выделяет три «периода надежд».

В начале романа Филип Пирипп (Пип) изображен как герой, который обладает гармоничным мировосприятием: несмотря на всю несправедливость сиротской жизни, ужас встречи с беглым каторжником и унижения «службы» в доме мисс Хэвишем, он принимает события своей жизни, осмысляя их как выражение естественного содержания человеческого существования.

Однако после того, как у героя возникает желание стать джентльменом, и особенно после того, как, благодаря таинственному благожелателю, у него появляется надежда осуществить свою мечту, он теряет гармонию прежнего мировосприятия. Пытаясь осуществить свои социальные амбиции, герой начинает «стыдиться собственного дома» и отказывается от тех людей, которые его любят (Джо и Бидди). Но преодолеть «нравственное тяготение к родному дому» (Н. П. Михальская) он при этом не может, осознав, в конце концов, свой снобизм как моральное преступление.  

Однако крушение социальных иллюзий Пипа оказывается важным этапом его человеческого самоосуществления: пережив опыт разочарования и стыда, он становится человеком, способным нести ответственность за себя и других. Это выразительно проявляется в истории его взаимоотношений с Абелем Мегвичем, мисс Хэвишем и Эстеллой. Так горестное проживание иллюзий оказывается в диккенсовском варианте романа воспитания необходимым условием нравственного становления человека. (Ср. с решением темы иллюзорного сознания во французском романе («Красное и черное», «Шагреневая кожа», «Госпожа Бовари», «Воспитание чувств»), где иллюзии, наоборот, осмысляются в негативном ключе: как фактор жизненного поражения героя.)

Приведем фрагмент текста, в котором отчетливо видно соприсутствие в тексте двух голосов: воспроизводится голос юного Пипа, непосредственно воспринимающего и фиксирующего происходящее, и в то же время звучит голос умудренного повествователя, сочувственно или иронически оценивающего иллюзии и ошибки своей юности (его очевидное звучание обозначим жирным шрифтом).

Речь идет о внутреннем состоянии Пипа после того, как он объявил Джо и Бидди о том, что разбогател и отправляется в Лондон. «Раньше я счел бы это невероятным, однако я хорошо помню, что, по мере того как Джо и Бидди вновь обретали свое обычное спокойствие и веселость, у меня становилось все тяжелее на душе. Переменой в своей судьбе я, разумеется, не мог быть недоволен; но возможно, что, не догадываясь об этом, я был недоволен самим собой. Как бы то ни было, я сидел, уперев локоть в колено и уткнувшись подбородком в ладонь, и смотрел на угли, а Джо и Бидди говорили о моем отъезде, о том, что будут делать без меня, и о разных других вещах. И всякий раз, ловя на себе их приветливые взгляды (а они, особенно Бидди, часто поглядывали на меня), я ощущал какую-то обиду, словно читал в их глазах недоверие, хотя, видит бог, они не выражали его ни словом, ни знаком. Тогда я вставал и подходил к двери; дверь нашей кухни открывалась прямо на улицу и летними вечерами оставалась отворенной, чтобы было прохладнее. Стыдно сказать, но даже звезды, к которым я поднимал   глаза, вызывали во мне снисходительную жалость, потому что мерцали над бедной деревушкой, в которой я провел свою жизнь. – Сегодня суббота, – сказал я, когда мы уселись за ужин, состоявший из хлеба с сыром и пива. – Еще пять дней, а потом уже будет день перед тем днем. Время пройдет быстро. – Да, Пип, – подтвердил Джо, и голос его прозвучал глухо, потому что шел из кружки с пивом. – Время пройдет быстро. – Быстро, очень быстро, – сказала Бидди. – Я вот о чем думал, Джо: когда я пойду в город, в понедельник, заказывать новое платье, я скажу портному, что надену его прямо у него в мастерской, или велю послать к мистеру Памблчуку. Неприятно, если все здесь будут на меня глазеть. Тут Бидди, кормившая с ложки мою сестру, обратилась ко мне с вопросом: – А ты подумал о том, как ты покажешься мистеру Гарджери, и твоей сестре, и мне? Ведь нам-то ты захочешь показаться? – Бидди, – отвечал я с некоторым раздражением, – ты такая быстрая, что за тобой не поспеть... – Если бы ты подождала еще минутку, Бидди, ты бы услышала, что я как-нибудь вечером принесу сюда свое платье в узелке – скорее всего накануне моего отъезда. Бидди больше ничего не сказала. Я великодушно простил ее и вскоре затем сердечно пожелал ей и Джо спокойной ночи и пошел спать. Поднявшись в свою комнатушку, я сел и долго осматривал ее – жалкую, недостойную меня комнатушку, с которой я скоро навсегда расстанусь. Ее населяли чистые, юные воспоминания, и я мысленно разрывался между нею и роскошной квартирой, в которой мне предстояло жить, так же, как столько раз разрывался между кузницей и домом мисс Хэвишем, между Бидди и Эстеллой. Весь день на крышу светило солнце, и комната сильно нагрелась. Я отворил окно и, высунувшись наружу, увидел, как Джо медленно вышел из темного дома и раза два прошелся взад-вперед; потом вышла Бидди, принесла ему трубку и дала огня. Он никогда не курил так поздно, из чего я мог заключить, что по каким-то причинам он нуждается в утешении. Теперь он стоял у двери, прямо подо мной, и курил свою трубку. Бидди стояла подле, тихо разговаривая с ним, и я знал, что они говорят обо мне, потому что оба они несколько раз ласково произнесли мое имя. Я не стал бы слушать дальше, даже если бы мог что-нибудь услышать; отойдя от окна, я сел на единственный стул у кровати, думая о том,   как печально и странно, что этот вечер, когда передо мной только что открылось такое блестящее будущее, – самый тоскливый вечер в моей жизни. Оглянувшись на открытое окно, я увидел плывущий в воздухе дымок от трубки Джо, и мне подумалось, что это его благословение – не навязчивое, не показное, но разлитое в самом воздухе, которым мы оба дышали. Я задул свечу и улегся в постель; и постель показалась мне неудобной, и никогда уже я не спал в ней так сладко и крепко, как бывало».

Чарльз Диккенс (1812 – 1870) «Неподражаемый» - так называли Диккенса его современники, имея в виду разнообразие его творчества. Он одновременно был юмористом и сатириком, глубоким психологом и бытописателем, романтиком и реалистом, мастером занимательного повествования и в то же время страстным публицистом. Он автор - автор 16 романов, многочисленных рассказов, очерков, заметок и эссе. Диккенс - писатель мелкобуржуазного происхождения. Его дед и бабка были слугами (дед – лакей, бабка – горничной). Возможно поэтому, слуги в его произведениях очень симпатичны читателю.  Отец писателя выбился в мелкие чиновники, был добрым и в то же время безалаберным человеком, который, в конце концов, разорился. Семья Диккенсов была многодетной: по словам Диккенса, «полдюжины плюс он сам». Кстати, у самого Диккенса было 9 детей. Семья часто бедствовала. Когда отец Диккенса был посажен в долговую тюрьму, 11-летнему Диккенсу пришлось несколько месяцев проработать на фабрике ваксы, наклеивая этикетки на баночки. Этот небольшой эпизод из его жизни оказал на него неизгладимое впечатление. Семью выручило лишь небольшое доставшееся им наследство. Образование Диккенса было средним: приходская школа, затем, после небольшого перерыва, «Классическая и коммерческая академия». Суровой школой стала для Диккенса сама жизнь. Он страстно мечтал об актерской карьере, а пришлось стать клерком, затем - мелким чиновником, стенографистом, репортером в суде и парламенте, разъездным репортером и журналистом. Нередко ему приходилось описывать и жизнь уголовного мира. Его журналистская профессия обогатила его большим количеством социальных, экономических и иных знаний. В качестве журналиста Диккенс объездил всю Англию, бывал на фабриках и в приютах, в угольных шахтах, где работали дети. Став состоятельным, завел собственный любительский театр, где успешно играл сам. Ранний Диккенс Первым произведением, принесшим Диккенсу успех, был сборник «Очерки Боза» (1836). Боз – псевдоним Диккенса, которым он подписывал свои первые произведения (это шутливое прозвище его младшего брата). Такой счастливый старт был не у всех. В сборнике были собраны очерки писателя, опубликованные в газетах за несколько лет. Диккенс нашел своего читателя – это был выходец из мелкобуржуазной среды. В 4 разделах сборника он описывает жизнь лондонского мещанства.  

Диккенс пытается показать жизнь в ее разных проявлениях, поэтому в сборнике достаточно много как смешных, так и грустных произведений. Но уже с самого начала своего литературной деятельности Диккенс заявил о себе как мастер занимательного повествования, как искусный рассказчик, хорошо знающий психологию своего читателя, и в то же время как публицист. Первым романом Диккенса стали знаменитые «Посмертные записки Пиквикского клуба» (1836-1837) . История создания произведения. Диккенс был приглашен для написания подписей к смешным рисункам известного художника Роберта Сеймура. Еще с ХУШ века в Англии были весьма любимы юмористические журналы, из которых самым известным был журнал «Панч» (наш «Петрушка»). В них был популярен своеобразный жанр – описание различных комических случаев из жизни, то есть это был прообраз комиксов. Еще одной причиной появления этого произведения было возникновение в Англии клубов по интересам. Такой клуб в романе Диккенса организуют мистер Пиквик и его друзья, только комизм романа состоит в том, что их главный интерес был связан с изучением абсолютно заурядной рыбешки - колюшки. После неожиданной смерти Сеймура Диккенс становится по существу главным автором этого издания. Вскоре из серии комиксов издание превращается в роман с определенной сюжетной линией, хотя Диккенса нередко справедливо упрекали в несовершенстве сюжетного построения этого произведения. Сюжет романа – это история приключений (а точнее, «злоключений») пяти героев, путешествующих по сельской Англии. В романе явно просматривается близость романа Диккенса к роману Сервантеса «Дон Кихот». Пиквикисты (то есть мистер Пиквик и его друзья) - первые из чудаков Диккенса. Это наивные и простодушные, как дети, джентльмены, которые в силу своей наивности постоянно попадают в смешные, а иногда и в трагикомические ситуации. Их беда состоит все лишь в том, что они не знают настоящей жизни и живут по законам своего сердца.  

«Записки Пиквикского клуба» стали настоящей энциклопедией национального английского юмора, в которой мы встречаемся с множеством самых различных комических характеров и ситуаций. Это произведение Диккенса представляет собой весьма редкий жанр – комический роман. Злоключения не ожесточают сердца пиквикистов. Роман заканчивается счастливо: молодые друзья Пиквика женятся, он же остается холостяком и поселяется в прелестном домике под Лондоном со своим верным слугой Сэмом Уэллером и его женой. Диккенс дает панорамное изображение современной ему Англии, представляет читателям все слои английского общества, разные человеческие типы, описывает нравы и обычаи. Важнейшим событием в жизни Диккенса становится его поездка в январе 1842 года в Америку. Причины поездки были разными: желание увидеть Новый Свет, познакомиться со своими американскими поклонниками и забота о гонорарах, которые он не получал. Диккенс с восторгом был принят американским президентом, встречался с американскими писателями. Как журналист и публицист он познакомился с американскими тюрьмами и приютами – был поражен и восхищен условиями содержания в них, Он также побывал на фабриках и в суде. «Я с приязнью и интересом отношусь к этой стране», - писал он позднее. В американцах его привлекли свобода высказываний, деловая хватка, высокая работоспособность. Но в то же время он был опечален отсутствием у них стремления к идеальному, что было очень важно для Диккенса. Диккенс негодовал и против существовавшего в Америке рабства. По возвращению в Англию у Диккенса появляется идея найти способ усовершенствования человека и общества. Она будет реализована писателем в его цикле «Рождественские повести» (5 повестей в течение 1840-х гг.). Эту философию Диккенса некоторые исследователи назвали «рождественской философией».  

Самым ярким воплощением этой идеи является повесть «Рождественская песнь в прозе», повествующая о перерождении дельца с говорящей фамилией - скупца Скруджа. Одинокому и эгоистическому Скруджу, только что потерявшему своего единственного компаньона и друга, являются три духа – Дух Прошлого, дух Настоящего и Дух Будущего. Возвращая его в прошлое, в настоящем предрекая ему жизнь в будущем, они помогают герою очистить свою очерствевшую душу. Новым во всех отношениях романом Диккенса станет роман «Домби и сын» (1848). В нем синтезированы многие темы предыдущих произведений Диккенса. Но в то же время имеются и важные изменения – от изображения частных судеб героев писатель переходит к более широким обобщениям; углубляется и психологизм писателя. Новизна романа проявляется уже в самом названии романа (это название фирмы – «Торговый дом «Домби и сын», торговля оптом и в розницу»). Интересно, что главным героем оказывается фирма, с которой так или иначе связаны многочисленные герои романа. Этим обстоятельством определяется и структура романа. В предыдущих романах Диккенс строил свои произведения как серию эпизодов, в этом романе все стянуто к одному центру. Одним из главных героев является мистер Поль Домби-старший, так как его сын – его полный тезка. Это тип английского буржуа, крупного финансиста, сноба, который сосредоточен только на своих переживаниях. С точки зрения истории мистера Домби роман представляет собой притчу о «раскаявшем грешнике». Жизнь главного героя сначала связана с коммерческим успехом, рождением долгожданного наследника. Но потом наступают печальные времена в его жизни – смерть жены при родах, несчастливый второй брак, уход из дома дочери, смерть сына, разорение, одиночество… Герой собирается покончить жизнь самоубийством, но ему на  помощь приходит когда-то отвергнутая им дочь Флоренс и переродившийся мистер Домби становится самым лучшим на свете отцом и дедушкой. Другим важным героем романа является сын мистера Домби-старшего - Поль Домби-младший. История этого героя – продолжение темы ребенка в творчестве Диккенса. Существенное отличие этого персонажа от других детей состоит в том, что в отличие от Оливера Твиста, который страдал от холода и голода, богатый Поль Домби-младший умирает от отсутствия любви. Его сестра Флоренс представляет еще один известный тип диккенсовского героя – это добрая и всепрощающая, идеальная героиня. В этом романе Диккенс своего положительного героя чаще всего находит в людях из народа.

В последующие годы Диккенс создает ярко сатирическое произведение «Холодный дом» (1852-1853). С одной стороны – это роман, в котором автор подвергает резкой критике судебную систему Англии. Согласно этой точке зрения, название романа обозначает безжалостность английского правосудия. С другой стороны – это трогательная книга, страницы которой посвящены несчастным детям. И злу в романе, как это всегда показано у Диккенса, противостоит добро. В 1850-1860-е были созданы и два романа воспитания. Один из - «Дэвид Копперфилд» (1849-1850). Это во многом автобиографический роман, в котором Диккенс описывает свою собственную судьбу. Второй - «Большие надежды»(1860-1861)- один из лучших романов писателя. Роман, в котором будут продолжены предыдущие темы и проблемы Диккенса, представлены излюбленные типы его произведений, но мастерство зрелого писателя придаст им новое звучание. Своеобразие романов Диккенса состояло в многожанровости произведений. «Большие надежды « - это и роман воспитания, и сенсационный роман, и в определенной форме детективный, в нем можно даже увидеть элементы сказки. 140 Главный герой романа – сирота Филип Пиррип, который проходит через весь роман со своим домашним именем Пип. Он воспитывается в доме своей сестры миссис Джо, которая предстает перед нами как женщина неласковая. Учитывая представления автора о матери, можно было бы сказать, что его сестра – жестокая мать. В чем глубина этого романа? На все в жизни автор смотрит уже другими глазами. Диккенс был непревзойденным знатоком человеческого характера. Посмотрим внимательно на историю жизни миссис Джо. После смерти родителей она, молодая девушка, осталась на руках с маленьким Пипом. Но она не отдала его ни в работный дом, ни в приют. Тем самым она усугубила свое положение: на руках ребенок и, более того, сестра Пипа внешне она была очень непривлекательна. За Джо она вышла, как можно предположить, не по любви, а потому, что он готов был жениться на ней с ребенком. Джо она считала человеком слабым и неинтересным. Но всегда заботилась о своих мужчинах. Ее знаменитой фразой была фраза, обращенная к Пипу: «Я воспитала тебя своими руками». С точки зрения построения фразы она смешна. Но, в действительности, в ней заложен смысл ее жизни. Так обычно говорят люди, которые несут свою тяжелую ношу и подбадривают себя подобными фразами. Ее заботу о мужчинах Диккенс символически передает через разные факты: один факт из них - в хлеб с маслом иногда впивалась иголка или булавка с фартука миссис Джо, но Пип и Джо воспринимали его как проявление ее любви к ним. Реалистически изображен Пип, который предстает перед на страницах романа от детского возраста до зрелости. Это уже не идеальный Оливер Твист. Это герой, который может и струсить, и обмануть, а юношей наделать множество ошибок. Но на самом деле не все так трагично в судьбе Пипа – у него есть настоящий друг, муж сестры Джо: «золотой человек: тихий, мягкий, смирный, покладистый, Геркулес и по своей силе, и по своей слабости».

Согласно схеме романа воспитания, в жизни Пипа будут описаны «три поры надежд» главного героя. В романах Диккенса читатель всегда встретит неожиданные повороты судьбы в жизни героев. Первой надеждой Пипа было желание стать кузнецом. Но «большой переменой» в его жизни стала служба в доме сумасшедшей мисс Хэвишем, где он встретил свою любовь – Эстеллу. С этого времени его планы меняются, так как он теперь хочет стать настоящим джентльменом, достойным Эстеллы. Диккенс любит тайны, и поэтому в жизни Пипа появляется таинственный покровитель, на деньги которого он отправляется в Лондон, где должен стать джентльменом. Так в романе главной проблемой станет проблема выбора пути, которая будет связана с проблемой истинного и ложного джентльменства. В романе ставится множество проблем, в том числе и проблема «падшего» героя. Таким героем нам предстает перед нами бывший каторжник Мэгвич, которого однажды на кладбище встречает маленький Пип и из страха помогает ему. Встреча с Пипом станет для Мэгвича поворотным моментом в его жизни. Его последующая судьба в романе – это перерождение героя через отцовское чувство к Пипу. В романе много персонажей, связанных между собой. Каждый из них своеобразен. Совершенно в новом ключе у Диккенса показана и любовная линия Пипа и Эстеллы. В ранних произведениях писателя эта ситуация разрешалась благополучно. В данном романе конец роман открытый. Перед нами реалистическое изображение любви и дальнейшей жизни героя. Последнее десятилетие Диккенса Яркой тенденцией этого периода становится появление новых жанров, в частности детективного романа. Социальный роман уходит на второй план. Интерес писателя к жанру детектива был подогрет успехом романов его друга Уилки Коллинза. И он задумывает детективный роман, который «будет нелегко разгадать».

Комментариев нет:

Отправить комментарий

Кто был прототипом Родиона Раскольникова?

  В 1968 году роман «Преступление и наказание» вернулся в школьную программу. Процитированные выше строки прочитали с разной степенью внимат...